Джефф Бек: жизнь и творчество

0
0

Джефф Бек обладает уникальным сочетанием потрясающей гитарной техники и яркой артистической индивидуальности. Он как будто бы говорит слушателю: "Я отличный музыкант, и вы не можете с этим не согласиться!"

Бек джефф

Детство

Джеффри Арнольд Бек родился 4 июня 1944 года в английском городе Веллингтоне. В 10 лет родители записали его в церковный хор. Когда будущему музыканту было 6, он услышал по радио записи американского гитариста Леса Пола. Мальчик был восхищен звуком неизвестного ему инструмента и спросил свою маму о том, как называется это чудо. Она ответила, что музыкант играл на электрогитаре. "Вот что мне нужно!", - воскликнул ребенок.

Также в юные годы он познакомился с творчеством таких блюзовых музыкантов, как BB King и Стив Кроппер.

В подростковом возрасте он начал учиться игре на гитаре. Своего инструмента у мальчика тогда еще не было. Для уроков он брал гитару напрокат. Позже он сделал собственную модель из коробок от сигар, склеенных вместе.

Несколько лет спустя сестра Джеффа Бека представила его Джимми Пейджу.

Начало карьеры

После школы Джефф Бек поступил в колледж искусств в Уимблдоне. Во время обучения он участвовал в нескольких студенческих рок-группах. Самым успешным из этих коллективов был Screaming Lord Sutch and the Savages. Тексты песен этой группы были похожи на фильмы ужасов. В составе команды Бек в 1962 году записал сингл "Дракула".

В 1965 году Джефф Бек был приглашен в группу The Yardbirds, чтобы заменить ушедшего из нее Эрика Клэптона.

Группа Йардбердс

Эксперименты молодого гитариста со звуковыми эффектами, такими как "фузз" и distortion, обогатили звучание группы. The Yardbirds начали играть более тяжелые электрические композиции, мелодии которых были написаны под влиянием блюзовых песен, а также европейской и восточной народной музыки. В 1966 году английский журнал "Бит" назвал Джеффа Бека лучшим гитаристом года.

С группой The Yardbirds он записал свой первый альбом, который получил название Roger the Engineer.

альбом группы

Причем музыкант сделал это всего после нескольких дней репетиций с новым коллективом. Большинство хитов группы были созданы с участием Бека.

Собственная группа

Покинув The Yardbirds, Бек создал свой коллектив под названием Jeff Beck Group. Он был большим поклонником чернокожих музыкантов из студии Motown Records. С новым ансамблем он записал несколько песен, ранее спетых его кумирами. Ранние альбомы гитариста, такие как Truth и другие, написаны под влиянием музыки "Мотаун".

Учась у великих

В 1970 году Бек решил записать альбом в студии Motown Records. Это место знаменито тем, что там работали над своими лучшими пластинками многие великие чернокожие музыканты.

Гитарист вспоминает: "Мой продюсер Микки Мост сказал, что мы должны записать альбом. Я предложил поехать для этого в Hitsville House, где в то время находилась студия Motown. Это была одна из последних сессий в данном помещении. Мне сильно повезло. Мы были похожи тогда больше на туристов или детей возле прилавка с конфетами. Я взял с собой Кози Пауэлла (британского ударника). Представьте себе, он принес с собой два огромных басовых барабана! Сотрудники студии презирали нас. Было видно, что они не хотят иметь дело с нами. Но, несмотря ни на что, мы замечательно чувствовали себя. Когда Кози сел за ударные и начал играть в стиле чернокожих барабанщиков, они восхищенно воскликнули: "О, это то, что нужно!" Вся команда сотрудников собралась вокруг него. Эти люди постоянно спрашивали нас: "Где же ваши ноты?" А мы отвечали: "У нас их нет".

Но альбом не удалось выпустить из-за возникших недопониманий с продюсерами. Джефф Бек говорит, что он старался сочетать в своей музыке звучание в стиле "Мотаун" с хард-роком.

Гитарист всегда мечтал собрать свою собственную группу из людей, которые увлекались бы музыкой, издаваемой на студии Motown, и умели бы играть подобным образом. Он хотел передать звучанию этого коллектива больше энергетики за счет ударных в стиле группы Led Zeppelin. Но специалисты, работавшие на студии, не были в курсе музыкальных новинок, а знали только тот материал, в создании которого они принимали участие. Поэтому им были чужды такие стили, как хард-рок.

Альбомы

Джефф Бек записал более 10 сольных альбомов. Последний из них, Loud Hailer, вышел в 2016 году.

альбом Джеффа Бека

Гитарист также участвовал в качестве приглашенного музыканта в записях таких артистов, как Род Стюарт, Брайан Уилсон, Роджер Уотерс, Эрик Клэптон, Роджер Тейлор и многих других. Видеозаписи четырех концертов Джеффа Бека были выпущены на DVD.

Стиль

Даже в годы своей юности гитарист Джефф Бек уже отличался той неповторимой манерой игры, которая прославила его на весь мир. Соло всегда были мелодичными, но в то же время напористыми и резкими. С первых звуков слушатель понимал, что играет серьезный гитарист. Эксперты говорят, что главным достоинством Джеффа Бека является умение слушать вокалиста, поддерживая и заводя его.

Джефф Бек и друзья

Эта манера отчетливо слышна на двух пластинках, которые он записал с Родом Стюартом в конце шестидесятых: Truth и Beck-Ola. В них Джефф Бек не идет по проторенной дорожке, а находит собственный путь, расширяя границы блюза. Например, композиция Beck's Bolero из альбома Truth - это не блюзовая вещь, но в ней все равно чувствуются африканские корни.

Джефф Бек демонстрирует разные грани своего таланта: прекрасно играет веселые песни, например, в кавер-версии композиции Ain't Superstitious Холина Вульфа звучание его гитары имеет комический оттенок. Также можно сказать, что этот музыкант - прекрасный лирик. Чтобы удостовериться в этом, нужно послушать его версию песни Стиви Уандера Cause We've Ended as Lovers. Инструмент звучит очень нежно, напевно, как будто это соло исполняет вокалист. Несмотря на то что композиция записана без участия певца, слушатель не сразу замечает его отсутствие. Гитара Бека звучит здесь как человеческий голос.

Музыкант из группы The Heartbreakers Майк Кэмпбелл признается: "Однажды, будучи подростком, после концерта Джеффа Бека я пришел домой и начал играть на гитаре. Вот что я уяснил тогда: если хочешь играть, как он, то выполняй все домашние задания в музыкальной школе".