Северная железная дорога: особенности, природные условия

0
0

Северная железная дорога – часть сети железных дорог страны, которая находится на севере и северо-востоке Европейской территории России. Захватывает ряд областей: Архангельскую, Костромскую, Кировскую, Ярославскую, Вологодскую, Ивановскую, Владимирскую, Тюменскую, Тверскую области и Республику Коми.

Она была построена в 1953 году. Управление Северной железной дорогой находится в городе Ярославле. По-видимому, это место посчитали наиболее удобным. Дирекция Северной железной дороги находится там же. Соседними сетями железнодорожных путей являются: Московская, Горьковская и Октябрьская железные дороги.

Цифровые данные

Общая длина Северной железной дороги составляет 5956 км. Число сотрудников, обеспечивающих ее работу, равняется 64 757 человек. За год по ней перевозится 225,5 тысяч тонн грузов. Перевозка пассажиров на дальнем следовании составляет 15,3 тысячи человек в год, а на пригородном сообщении – 25,4 тысяч человек в год.

суровость дороги

География

Северная железная дорога – самая северная железнодорожная сеть в России и мире. Она проходит в том числе по территории вечной мерзлоты. Основное ее назначение – обслуживание нефтегазодобывающих компаний и различных производств. По ней осуществляется доставка и вывоз грузов и вахты. Также она используется для перевозки леса, добываемого в этом регионе.

В качестве тягового средства на севере используют тепловозы ТЭМ2, ТЭМ7 и ТЭМ9. Для очистки путей от снега применяют специальные приспособления, располагающиеся впереди тепловоза.

Электрифицирована только часть Северной железной дороги. Часть контактных сетей использует постоянный ток, другая часть – переменный.

На рисунке показана схема Северной железной дороги.

схема северной железной дороги

История железнодорожной трассы

Это весьма древняя железная дорога. Ее начали строить еще в 1868 году. Строительство продолжалось и в 20 веке. Участок между Вологдой и Архангельском был проложен в 1898 году. В 1905 была открыта линия Обухово – Череповец – Вологда, а в 1906 железная дорога была продлена до Кирова.

Сначала Северная железная дорога называлась Московско-Ярославская. По мере строительства ее на север это название перестало отвечать реалиям. В результате появилось новое: Северные железные дороги.

Структурные особенности

Часть ж. д. используется для прохождения транзитных поездов дальнего следования, идущих из Санкт-Петербурга на восток. Железная дорога состоит из пяти веток: Ярославская, Сосногорская, Вологодская, Сольвычегодская и Архангельская. Часть ее электрифицирована, а другая часть — нет. Электрификация отсутствует в заполярной зоне, где используют тепловозы.

северная железная дорога

Природа

Северная железная дорога функционирует в суровых условиях российского Севера, в том числе Крайнего Севера. В основном она проложена через леса таежного типа – лиственные и хвойные. Регион довольно малонаселен. На северо-восточном ответвлении условия еще более суровые. Часть путей пролегает через тундру Заполярья, где погодные условия неблагоприятны. Там бывают частые снегопады, метели, ветра. Нередки сильные морозы. Местность в тундре голая и открытая, поэтому работники не имеют естественной природной защиты от всех этих невзгод.

Для лесной зоны характерно теплое лето и умеренно морозная продолжительная зима. В Заполярье лето в целом тоже теплое, однако зимы очень холодные и суровые, с длительными морозами. Лето наступает поздно. Глобальное потепление климата делает условия более мягкими, но повышает угрозу проседания грунтов из-за таяния вечной мерзлоты. Для снижения риска просадки на самом длинном мосту Заполярья, по которому проходит представленная железная дорога, была установлена система подморозки. Но при дальнейшем потеплении проблема может сильно обостриться.

На фото показан мост с системой подморозки.

мост с подмораживателями

Использование

Железная дорога используется в большей степени для хозяйственных целей, чем для перевозки пассажиров. В лесной зоне она служит главной магистралью, по которой перевозится древесина. По ней проходит четвертая часть лесоматериалов, производимых в нашей стране. Также ею пользуются Череповецкий металлургический комбинат и Ярославский нефтеперерабатывающий завод. И, конечно, газодобывающие компании, деятельность которых активна на ее северо-восточном ответвлении, в регионе Крайнего Севера.

Без Северной железной дороги невозможно было бы доехать на поезде до Архангельска, Воркуты и газовых месторождений Ямала.