Философия Древнего Востока и ее особенности

Что такое философия Древнего Востока? Под этим понятием обычно рассматриваются философские школы Южной и Восточной Азии, прежде всего включающие в себя индийскую, китайскую, японскую и корейскую философию. Некоторые исследователи добавляют к их числу философские течения Персии. Вавилонская, мусульманская и иудейская философия может быть отнесена как к западной, так и восточной ветви. Разделение происходит не по чисто географическому принципу, но основывается на концептуальных отличиях, существующих между восточной и западной традициями.

философия древнего востока

Философия Древнего Востока и ее возникновение

виды познания в философииПримечательно, что появление философских систем в очагах древних цивилизаций происходит примерно в одно и то же время – 500 г. до н.э. Таким образом, зародившаяся в это время философия Индии и Китая может быть противопоставлена философии древних греков. Возникновение философского мышления, которое постепенно вытесняло мышление мифологическое, было закономерным процессом, которому способствовали развитие культуры, перемены в социально-экономических отношениях, мышлении и образе жизни людей. Уже в некоторых мифологических сказаниях мы встречаем зачатки естественнонаучного понимания явлений окружающего мира. Философия Востока обретала очертания, продиктованные многими особенностями, именно поэтому она существенно отличается от того, что говорили великие западные мыслители. Основными причинами своеобразия являлись традиционализм культуры, большая роль религии во всех сферах жизни, психологические особенности людей, климат и география. Так, научные виды познания в философии Индии на протяжении всей истории ее существования преимущественно переплетаются с религиозными.

философия востока

Особенности восточной философии

Несмотря на уникальность различных течений, можно выделить общие черты, присущие работам древних восточных философов. По сравнению с западным, восточное мышление выступает как более интровертное (обращенное к внутреннему миру человека), чаще оперирует эмоциями и образами, нежели логикой, широко трактует понятие разума (не только как способность, но и как космическую силу), а также не выдвигает человека на первый план. Исходя из этого, философия Древнего Востока в общих чертах более иррациональна, интровертна, не является антропоцентричной и имеет предельно тесную связь с религией. Она носит патриархальный и, скорее, консервативный характер. Между трактатами индийских и китайских мыслителей, благодаря которым философия Древнего Востока оформляется в своем классическом виде, также существует масса отличий, в свою очередь, продиктованных существовавшим государственным строем. Так, благодаря обостренной социально-политической борьбе, философов Древнего Китая особенно интересовали социально-этические проблемы и вопросы управления государством. В индийской философии более тщательно разрабатывается проблема души человека, ее положения в мире, а также вопросы долга и взаимоотношений между представителями различных каст и групп.