Космоцентризм античной философии и первооснова сущего

0
0

Почему, когда речь идет об истории философии, мы говорим о существовании западной и восточной мысли? Рассуждения западных и восточных философов хоть и не всегда противоречат друг другу, но имеют массу характерных черт, которые составляют их специфику. Разница состоит в том, что восточная философия фокусируется преимущественно на религии, как правило, пытающейся описать взаимоотношения между человеком и Абсолютом, который на религиозном языке зовется Богом. Невозможно рассуждать о философии, не принимая во внимание культурные особенности, в которых она зародилась. Характерные черты античной философии, которая на ранних этапах представляет философию Запада, – это космоцентризм и онтологизм.

Каковы свойства древнегреческой философии?

характерные черты античной философии

Космоцентризм античной философии – стремление понять природу, мир в целом, иными словами, космос. Для древних греков космос, в отличие от хаоса, являлся синонимом порядка, красоты и совершенства. Согласно античным взглядам, мир, пребывавший в полном хаосе, из беспорядочного состояния оформился в пространство, где все существа и предметы находятся в гармонии и подчиняются единым законам природы. Космоцентризм античной философии не ставит вопрос о существовании мира за границами субъективного мышления, – именно разуму, но не чувственному восприятию, доступно познание истины как таковой. Если в древнегреческих мифах дается ответ на вопрос о том, кто породил Вселенную, то в философии исследуется, из чего происходит все сущее. Философия все в меньшей степени оперирует чувственными образами и метафорами, хотя на первых порах она еще не полностью свободна от пережитков мифологического мышления.

космоцентризм античной философии

Физики

Космоцентризм античной философии отчетливо различим у ранних мыслителей, которые назывались физиками, то есть теми, кто занимался исследованием природы. Согласно им, все многообразие мира должно было иметь в своей основе одно неизменное вещество. Таким образом, они занимались поиском первоосновы всего сущего, того, из чего космос состоит на самом деле.

Первопричина в работах различных мыслителей

космоцентризм в философии
Одним из первых на поставленный вопрос отвечает Фалес, утверждающий, что первоосновой Вселенной является всепроникающая вода. Мир, подобно воде, всегда течет, но при этом остается неизменным. Согласно Анаксимандру, первопричиной мира выступал не один из так называемых элементов, а бесконечность, из которой возникло все сущее. Пифагор считал, что все вещи во Вселенной являются числами, а не основываются на некой материальной субстанции. Когда он пришел к выводу, что музыкальные звуки могут быть сведены к цифрам, он сделал вывод, что это верно и для всего космического пространства, где отношения между объектами подобны математическим. Космоцентризм в философии Гераклита проявляется в объяснении Вселенной как состоящей из первоосновы – огня, который символизирует движение мира, преобразование одних веществ в другие. Физики рассматривают космос как единую сущность, где первопричина предстает перед нами в качестве всех существующих вещей. Она не является неким элементом в чисто физическом смысле слова, однако ее свойства характеризуют весь существующий мир, его черты и отношения внутри него. Таким образом, космоцентризм античной философии, особенно на ее ранних порах, заключался в рассмотрении всех явлений через призму единого космоса, гармоничного и подчиняющегося своим внутренним законам.