Функции общения, его виды и средства

Функции общения и его структура

Общением называют особую форму того, как человек взаимодействует с себе подобными как членами социума. Различные взаимоотношения людей реализуются именно во время этого процесса. Выделяют стороны или структуры общения. Это, прежде всего, коммуникативная сфера. Ее главная нагрузка состоит в обмене информацией. Затем идет интерактивная сторона. Функции общенияЗдесь речь идет не столько об обмене знаниями и идеями, сколько действиями. Чаще всего эта функция применяется, когда нужно согласовать, кто и что будет исполнять. В то же время мы говорим об интерактивности, если необходимо повлиять на убеждения или настроение собеседника. Завершает этот процесс перцептивная функция, которая заключается в восприятии того, с кем мы разговариваем, и установлении с ним взаимопонимания.

Функции общения и его формализация

Каждый человек исполняет множество ролей. Он может быть начальником и подчиненным, учеником и педагогом, врачом и инженером. В семье человек играет роль отца, мужа, брата, жены, сестры, дочери. Это тоже обуславливает различные функции общения. Психология признает такие их виды, как информационная, регуляторная и эмоциональная или аффективная. Особенности этих функций также зависят от того, насколько общение формализировано. Если мы взаимодействуем с какими-то другими людьми под давлением социальных связей, то и наша коммуникация с ними регламентирована и по форме, и по содержанию. Неформальное же общение преисполнено личностных отношений субъективного характера. Функции общения психологияВоспетые в литературе любовь и дружба являются самыми развитыми, высшими формами такой коммуникации. Человек, как бы он ни старался регулировать свои отношения, всегда будет жаждать именно неформального общения, поскольку оно позволяет ему полностью раскрыть собственную личность. Это зависит от того, насколько человек настроен на доверие, не замкнут, как хорошо он умеет устанавливать контакт с другими, понимать их и так далее.

Функции общения и его виды

Эти стороны коммуникации тоже взаимосвязаны и обусловлены социальными ролями. Например, общение одного человека с другим называется ориентированным на личность. Высшим его видом являются духовные отношения, когда в разговоре можно свободно задеть любую тему. Функции педагогического общенияВ этом случае собеседника понимают не только с «полуслова», но и с «полужеста». Функции педагогического общения, как правило, очень ярко выражают социальные отношения, проявляясь во время доклада, лекции, презентации. Эта коммуникация ориентирована в основном на группы или предмет обучения. Общение, при котором люди стараются скрыть свои эмоции или отношения и пользуются довольно стандартными наборами выражений лица, жестов и фраз, называется «контактом масок». Такой тип коммуникации часто употребляется в транспорте, во время посещения мест, где много незнакомых людей, чтобы отгородиться от тех, с кем приходится сталкиваться. Подвидом такого общения является так называемая «светская беседа», когда говорят не то, что думают, а то, что от тебя ожидают или то, что принято. Настоящие мнения людей о тех или иных вопросах при этом значения не имеют. Есть функции общения, когда человека изначально ставят в зависимость от другого собеседника. Это примитивная коммуникация, когда другого оценивают с точки зрения выгоды или препятствия. Получив от собеседника желаемое, к нему теряют интерес и даже проявляют грубость. Есть еще и манипулятивное общение, при котором выгода от собеседника «выманивается» с помощью различных приемов.