Романтизм в литературе и искусстве - философия времени

В 17-18 веках романтизм воспринимался слишком широко и неоднозначно. Ещё живы и как-то сосуществуют последние могикане из классицизма, не утратившего стержень рациональности, и Просвещение - оплот рациональной художественности. Новый стандарт в эти нерушимые устои не вписался, поскольку отошёл от ясной завершённости формы. Романтизм в литературе по определению Дидро - переживание и представление, разочаровавшееся в разуме, не приемлющее малейшие противоречия цивилизации, той, которая враждебна искусству, и, как всякий потребитель, прагматична и корыстна. Искусство же - созерцательно и универсально.

романтизм в литературе

Поэтому романтизм в литературе размыл все границы и пришёл всюду почти одновременно как самодостаточная творческая сфера. У истоков стояли романские языки и всё, что на них написано: роман, романс. В Германии и Франции вдруг расцвела лирическая поэзия - Гейне, Гофман, Готье, де Сталь, Шатобриан. А какие сказки сочиняли братья Гримм! Помимо того, что их творчеством горячо поддержан романтизм в литературе, они внесли огромный вклад в развитие немецкой филологии и фольклористики. Не успела оглянуться континентальная Европа - за морем лорд Байрон вдруг проснулся знаменитым и заразил "Чайльд-Гарольдом" читающий по-английски мир. Человечество не переболело до сих пор этим мрачным эгоизмом, и вряд ли когда-нибудь люди залечат раны его очарования. Английский романтизм в литературе дал человечеству не только Байрона, но и Шелли, Китса, Блейка и многих других.

художники романтизма

Пафос борьбы и протеста

Характерные признаки романтизма: язык очень сложен, затуманена форма, максимальные обобщение, иносказание и метафоричность, обогащение выразительных средств, психологизм, художественный синтез. Как нельзя лучше впитали эти тенденции художники романтизма. Они проповедовали свободу самовыражения, были предельно внимательны к индивидуальным, неповторимым качествам человеческой души, им близка была искренняя раскованность, эмоциональность и вдохновение. На смену уходящему рационализму приходят новые взгляды и чувствования. Родился романтизм в литературе, но знамя было сразу же подхвачено практически всеми видами и родами искусств. Художники обратились к таинственным народным поверьям, волшебным и отчасти ужасным сказкам, к старинным балладам и трансцедентальной философии. Наряду со всем этим сильна была творческая тяга к демократическим и национальным движениям.

романтизм в искусстве

Французский художник Делакруа обожал Байрона и Французскую революцию, которую запечатлел в виде всемирно известной картины "Свобода на баррикадах". Игровая стихия, растворившая эстетические рамки классицизма, обострила внимание ко всему необычному, нестандартному. Делакруа заинтересовался мифом и даже объявил его идеалом романтического творчества. В желании расширить рамки жанров, он опирался на фольклор. Искал образ, стремление и динамику в эстетике быта, морали и политики. Ушла разумная проза жизни, родилась неуёмная поэзия сердца. Разве чувства не более важны для работы души, чем разум? Вагнер, например, утверждал, что обращается только к чувству, а вовсе не к разуму. Ему вторил Шуман, что разум, дескать, заблуждается, а чувства - никогда. Композиторам вряд ли кто-то осмелится возражать, потому что музыка глубже всех проникает в тёмные и далёкие закоулки человеческой души и выносит оттуда самое сокровенное. В сокровищнице мирового романтизма наибольшее количество перлов записано нотами. Смотрите сами: Шуберт, Вебер, Паганини, Россини - все прекрасны, каждый на особицу, и вдруг - Шопен! И рядом с ним - Шуман, Лист, Мендельсон, Берлиоз, Вагнер, Верди, Сметана, Григ! Алябьев, Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, и вдруг - Чайковский!

романтизм в искусстве

Развиваются песенные жанры - романс, баллада, потому что в самой большой степени романтизм в искусстве, в том числе и в музыке, характеризуется интересом к народному творчеству. Насколько вследствие этого обогатились оркестровые краски! Как расширился арсенал жанров! Романтизм в литературе и живописи к середине 19 века уже почти насытился творческим бунтарством, а музыка жила в нём значительно дольше.

Воспевание возвышенного

Мировая философия тоже не осталась в стороне новоявленного направления искусств. Основателями романтизма в философии стали три брата Шлегель, а также Новалис, Гёльдерлин и Шлейермахер. Работа Канта "Критика способности суждения" стала знаменем всеобщей центральной идеи - позитивного наслаждения возвышенным, не имеющим ни формы, ни окончания, и которое не есть радость, а только изумление, познание и осмысление. Отсюда рождается интерес творческой личности к злу, облагораживание его и, таким образом, познание добра.