Ан-225 «Мрия» - мечта может сбыться

0
0

Сверхгрузоподъемный самолет Ан-225 создавался в конструкторском бюро им. О.К. Антонова по специальному заказу для вполне конкретных целей.

ан 225

«Космический» самолет «Мрия»

В каком-то смысле его можно отнести к космической технике, настолько близко назначение этой транспортной крылатой машины к решениям задач данной отрасли. «Мрия» не выходила на околоземную орбиту, но она была необходима для того, чтобы полет многоразового корабля «Буран» проходил успешно. В процессе сборки космического корабля, самолет доставлял бы крупногабаритные узлы, затем ему пришлось бы везти на «загривке» весь советский шаттл и составные части ракеты «Энергия». В случае каких-либо непредвиденных ситуаций, например, посадки нашего челнока на резервный аэродром, Ан-225 мог доставить его на космодром. Но и это еще не все. С этого самолета «Буран» имел возможность стартовать, в этом случае не было надобности в первой ступени. Все перечисленные задачи, а также и многие другие, обуславливали жесткие требования технического задания, главным пунктом которого была грузоподъемность свыше 250 тонн.

Конструктивные особенности

самолет ан 225

На момент поступления государственного заказа, конструкторское бюро им. О.К. Антонова накопило опыт создания пассажирских и транспортных самолетов самого различного назначения и практически любых размеров, но такое задание требовало уникальных подходов. Необходимость внефюзеляжного крепления грузов диктовала единственно возможную схему хвостового оперения «Ан-225» – двухкилевую с широким разнесением рулей поворота. В любом другом случае, воздушные потоки, создаваемые привязанными сверху крупногабаритными изделиями, просто не позволили бы эффективно управлять самолетом. За основу был взят разработанный ранее тяжёлый транспортник Ан-124 «Руслан», в конструкцию которого были внесены существенные изменения. Во-первых, посредством вставок увеличена длина. Во-вторых, из четырехмоторного самолет превратился в шестимоторный. В-третьих, был усилен центроплан. В-четвертых, упразднен хвостовой грузовой люк. Как следствие увеличения грузоподъемности, возникла необходимость в новой системе шасси с большим количеством стоек. Конструкторам пришлось поработать и над тем, как именно крепить грузы на наружных подвесках.

ан 225 характеристики

Тяжко нести, жалко бросить

Говорить об опытных экземплярах при столь высокой стоимости такого самолета не приходилось. С самого начала было заложено всего две машины этого типа, первая из них взлетела в конце 1988 года. Ее эксплуатация продолжается Авиалиниями Антонова и сегодня, строительство второй пока заморожено. В программе «Буран» Ан-225 так и не поучаствовал, его собирали и испытывали слишком долго, и всю работу выполнил другой гигант отечественного авиапрома – самолет КБ Мясищева «Атлант» ВМ-Т. После распада СССР, нарушились технологические связи России с предприятиями других республик. Вплотную встал вопрос о том, нужен ли вообще столь огромный самолет, как Ан-225. Характеристики, необходимые для перевозки таких грузов, нужны нечасто, а эксплуатация этой техники лежала тяжким гнетом на экономике Украины, которой достался данный тяжеловоз.

Неожиданные перспективы

ан 225

И все-таки оказалось, что у этого уникального самолета есть будущее. 2009 год, для перевозки в Ереван немецкого генератора весом в 174 тонны требуется транспорт. Разобрать по частям электрическую машину нельзя, ее потом практически невозможно смонтировать и настроить вновь. Только самолет Ан-225 «Мрия» смог справиться с этой задачей, перевезя за один раз почти 188 тонн. Затем был полет с 247 тоннами коммерческого груза на борту. Негабаритные элементы также под силу этому гиганту. Выйдя из ступора, оживилась российская космическая отрасль, и вновь возникла перспектива использования этого гиганта по главному назначению, только на этот раз в рамках многоцелевой авиационно-космической системы МАКС. Заинтересованность в достройке второго экземпляра Ан-225 проявляет и Министерство Обороны РФ.