Внешняя среда организации как одно из основных понятий менеджмента

Определение внешней среды организации

Внешняя среда организации

Известно, что менеджмент – это искусство управлять и это, прежде всего, умение разработать стратегию деятельности организации. Разработка стратегии начинается главным образом с изучения внешней среды организации. Ни одна организация не осуществляет свою деятельность в вакууме, она постоянно взаимодействует с внешней средой, туда же направляет результаты своего труда. Внешняя среда организации - это комплексное воздействие всех факторов на ее деятельность. Способность организации лавировать между колебаниями внешней среды и есть залог ее успеха и успешного менеджмента.

Характеристика компонентов

Внешняя среда организации менеджмент

Внешняя среда организации состоит из многочисленных компонентов, сложных, движущихся, изменяющихся, зависящих от изменений других ее компонентов. Взаимосвязь составляющих внешней среды – это масштаб изменений одного компонента, связанный с изменениями другого. Так, например, политическая блокада Россией Грузии привела к запрету ввоза грузинских вин в нашу страну, что, естественно, сказалось на повышении спроса на отечественную продукцию. Количество факторов, влияющих на способность организации к выживанию определяется многогранностью внешней среды организации и скоростью ее изменения. Самая существенная подвижность наблюдается в химической, телекоммуникационной и других отраслях производства, связанных с нанотехнологиями. Необходимо отметить, что в XXI веке на стратегическое управление предприятием заметно влияет глобализация – интегральная составляющая внешней среды. Глобализация - термин, означающий вовлечение физического лица, корпорации, станы и т. д. в общие мировые тенденции развития экономики.

Внешняя среда организации это

Классификация компонентов внешней среды

Компоненты, из которых состоит внешняя среда организации, делятся на 2 группы.

1. Макрофакторы:

- экономические - факторы, зависящие от экономического развития страны;

- правовые - факторы, зависящие от изменений в законодательстве страны;

- политические - факторы, зависящие от политической стабильности в стране;

- социальные - зависящие от менталитета, демографического состояния общества, уровня образования населения;

- технологические - факторы, зависящие от уровня научно-технического прогресса в обществе. А в наше время уместно оказать, зависящие от внедрения нанотехнологий в производство.

2. Факторы микросреды:

- покупатели (необходимо изучать покупательский спрос и адаптировать свою деятельность к изменениям этого спроса);

- поставщики (зависимость организации от добросовестности поставщиков);

- конкуренты (важность изучения конкурентной среды известна еще с начала товарно-денежных отношений - о ней надо помнить всегда);

- рынок рабочей силы (изучение этого рынка поможет обеспечить организацию кадрами необходимой квалификации). Изученная внешняя среда организации, менеджмент, направленный на развитие - необходимые условия успешной деятельности предприятия.