Основные функции процесса обучения

Для того, чтобы обозначить функции процесса обучения, следует для начала дать определение самому этому процессу. Обучение – это процесс взаимодействия обучающегося и учителя, в ходе которого происходит усвоение новых знаний и опыта, он отличается целенаправленностью и организованностью, в нем нет места хаотичности.функции процесса обучения  В ходе этого процесса ставится ряд задач, решение которых приводит к лучшему результату. Как правило, это повышение уровня знаний, общей осведомленности, развитие умения анализировать, прогнозировать и планировать свою деятельность.

Участники образовательного процесса

Говоря о функции процесса обучения, следует определить категорию его участников. В различных возрастных группах на первый план будут выступать и различные функции, коих всего насчитывается три: развивающая, образовательная, воспитывающая. В группе дошкольников приоритетной является воспитывающая и развивающая, а если речь идет о детях школьного возраста, то здесь определяющей будет образовательная. принципы процесса обученияХотя, следует отметить, что в рамках внедрения новых стандартов в обучении, ученик должен развиваться, стремиться освоить новые знания.

Особенности послевузовского образования

Функции процесса обучения при повышении уровня профессиональной квалификации в большей степени сводятся к развивающей и образовательной, поскольку человек, пришедший на подобные курсы, уже чего-то добился в своем деле, он хочет пополнить багаж знаний и умений. Здесь на первое место выступает мотивация, потому что обучающийся самостоятельно принимает решение о том, что ему для успешного осуществления профессиональной деятельности требуются дополнительные навыки и познания.

Основные принципы обучения

Принципы процесса обучения необходимо соблюдать для того, чтобы он был подчинен общей логике. По сути, они регулируют сам процесс, регламентируют нормы и правила его протекания. Говоря об образовательной системе, о школе, выделяют следующие принципы:

- доступности;

- научности;

- связанности с практикой;

- наглядности;

- активности и сознательности;

- прочности результатов;

- сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения;

- последовательности и систематичности;

- развития и воспитания.

Взаимосвязь и взаимозависимость принципов

Принципы и закономерности процесса обучения тесно связаны друг с другом. Для обеспечения результативности они реализуются в совокупности. Выпадение из списка какого-либо из них ведет к возникновению различных проблем. В основу выделения их в подобную систему положены личностно-деятельностный и управленческий подходы, помогающие сформировать всесторонне развитую личность с уникальной индивидуальностью. принципы и закономерности процесса обученияИменно в обучении и воспитании вырабатываются и усваиваются моральные нормы и ценности, развиваются такие качества, как самостоятельность, умение рационально использовать свое время для получения новых знаний.

Достижения

Основные функции процесса обучения - образовательная, развивающая и воспитательная - реализуются в рамках дошкольного, школьного, высшего и послевузовского образования. Для каждой ступени характерны свои особенности этого процесса. Тем не менее, в совокупности, при правильной организации обучения, они способны поднять развитие индивида на новый уровень.