Чем философия Ницше отличается от нацистской теории

Философия Ницше стала скандальным явлением в момент возникновения, остается она им и сегодня, когда интерес к этому направлению переживает ренессанс. Искаженное в двадцатом веке идеологами нацизма и потому всемирно осуждаемое, это направление «науки о любви к мудрости» заслуживает того, чтобы быть изучаемым в ряду других высших достижений человеческой мысли.

философия ницше

Каким был Фридрих Ницше?

Сам себя философ называл человеком судьбы. Можно ли более емко определить человеческую природу и не относится ли такое определение ко всем людям? Возможно, но именно Фридрих Ницше, родившийся в Пруссии потомок древнего польского аристократического рода, так осознал свое место в мире и собственную роль, которую ему в нем предстояло сыграть. Судьба отвела философу почти 56 лет, он многое успел прочувствовать, понять и выразить перед тем, как покинуть бренный мир августовским днем последнего года девятнадцатого столетия. Произошло это в психиатрической клинике. Фридриху не нравился мир, в котором он жил по той же причине, по которой он не по душе многим нашим современникам. Господство ростовщической философии, двойная мораль, лицемерие под маской благостности - вот почва, на которой формировались философские взгляды Ницше.

философские взгляды ницше

Три этапа ницшеанства

Своим учителем Фридрих считал Шопенгауэра, однако он пошел в своих рассуждениях дальше. Философия Ницше развивалась постепенно, пройдя три фазы, ставшие логической цепью. Фридриху не было тридцати, когда он опубликовал работу о философии в трагическую эпоху Греции, спустя еще три года вышли в свет его «Несвоевременные размышления». Необычная литературная форма изложения научно-философской концепции прекрасно гармонировала с содержанием произведений, что сразу привлекло к ним внимание как специалистов, так и широкого круга читателей. Затем наступил второй этап, получивший в дальнейшем определение «переоценки ценностей» и характеризуемый отказом от шопенгауэровской философии. В 1878-1882 годах публикуются работы «Веселая наука», «Человеческое, слишком человеческое» и «Утренняя заря». На третьем, последнем этапе ученый направил свои силы на освещение собственных взглядов на волю и понятие сверхчеловека. Работы «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин», «Так говорил Заратустра» и напечатанная уже после смерти автора «Воля к власти» стали манифестами евронигелизма.

философия фридриха ницше

Воззрения Ницше в интерпретации нацистских идеологов

Извращенная философия Фридриха Ницше последнего этапа стала той базой, на которой производились идеологические построения нацистской теории. Понятие сильного человека было подменено упрощенной расистской схемой. Правящая раса определялась примитивной национальной принадлежностью, а не силой духа, которую философия Ницше рассматривала в качестве критерия, оправдывающего стремление к власти. Иррациональность концепции немецкого ученого была замещена простейшим стремлением грабить другие народы и распоряжаться их судьбами по праву сильного. Отрицая христианские понятия о добре и зле, философия Ницше теоретически обосновывает идеалистический волюнтаризм, определяющий окружающий мир как хаос ощущений, конец которому должен положить бунт сверхчеловека («белокурой бестии») против морали и господской, и рабской, оплотом которой философ считал религию, в первую очередь христианскую. Однако философия Ницше отрицает проявления стадности, столь культивируемой всеми тоталитарными режимами.