Уроки русского языка: фонетический разбор и этапы его проведения

фонетический разборВ школьную программу, помимо овладения навыками грамотного письма и связного изложения мыслей, входит обучение разного рода разборам слов, словосочетаний и предложений. У каждого вида есть свои задачи и алгоритм действия.

Понятие фонетического разбора

Фонетический разбор представляет собой анализ звуковой оболочки слова. Он даёт представление о том, из скольких слогов слово состоит, на какой из них падает ударение, каково соотношение в слове звуков и букв, каков их качественный состав. Подобный разбор напрямую связан с фонетикой – разделом, посвящённым изучению звукового строя языка. Также фонетический разбор предполагает элементарное владение навыками транскрибирования – записи слова по принципу "как слышится". 

фонетический разбор слов

Принципы обучения и подачи материала

Системно и подробно фонетический анализ изучается в 5 классе. Эта тема идёт в качестве обобщающей по всему разделу. К тому времени школьники уже знают о системе гласных и согласных в русском языке, имеют представление об ударной и безударной позициях звука, о системе звонких и глухих согласных, сонорных, мягких и твёрдых и отношениях парности и непарности между ними. Также грамотный фонетический разбор невозможен без понимания того, что такое йотированные гласные и когда одна буква обозначает несколько звуков. Все эти сведения впоследствии не повторяются специально. Чтобы ученики не забыли материал, его следует регулярно закреплять на практике. Следовательно, хотя бы раза два в неделю надо давать общие или индивидуальные задания, куда обязательно будет входить фонетический разбор. Касается это не только 5 класса, но и всех последующих лет обучения русскому языку. Поэтому педагогу следует действовать целенаправленно, планируя учебный процесс по своему предмету. И если пятиклассники будут тренироваться на простых примерах, то в следующих классах учитель должен давать им задания посложнее. Вначале, конечно, идёт фонетический разбор слов. В 6-7 классах школьники могут анализировать буквенно-звуковую оболочку словосочетаний. Так будут отрабатываться навыки транскрибирования, шлифоваться алгоритмы производимых операций. Дети научатся слышать слово, его характерные особенности. А в старшем звене – 8-9 и следующие классы – ученикам можно всё чаще предлагать произвести фонетический разбор предложения.

фонетический разбор предложения

Конкретные примеры фонетического анализа

Давайте рассмотрим фонетический анализ слова "ветер". Оно состоит из двух слогов, ударение падает на первую букву "е". Транскрибируем слово, проставляем ударение. Транскрипция оформляется в квадратные скобки: [в'э´т'ир]. Как видим, сразу следует отметить имеющиеся в слове фонетические явления. В данном случае это наличие мягких звуков. Теперь под анализируемым словом проводим вертикальную черту и записываем в столбик каждую букву, а после неё – звук с подробной характеристикой:

  • в – [в'] согласный, звонкий, парный, [ф'], в данной позиции является мягким, парным [в];
  • е – [э´] гласный, ударный;
  • т – [т'] согласный, всегда глухой, есть звонкая пара [д'], мягкий, парный, [т];
  • е – [и] гласный, безударный;
  • р – [р] согласный, сонорный, твёрдый, парный, [р'].

Таким образом, слово состоит из 5 букв, 5 звуков. Данный пример продемонстрировал особенности оформления фонетического анализа в письменном виде.