Теория потребительского поведения и ее внутренние течения

Теория потребительского поведения является темой, изучаемой в рамках экономической науки. В ее пределах рассматривается поведение потребителя в условиях рыночных отношений, а также изучаются механизмы взаимодействия спроса и потребностей. Повседневные решения конкретных потребителей являются основой для формирования любого рыночного спроса. Такие решения, как правило, диктуются желанием получить максимальную теория потребительского поведенияотдачу от товара, полезный эффект, произвести выгодное вложение и так далее. Собственно, первые попытки проанализировать соотношения спроса и потребностей проделали еще в XIX веке представители экономического учения, названного маржинализмом. Современная теория потребительского поведения построена на той мысли, что каждому потребителю присущи определенные личные предпочтения и вкусы. А также на том, что в удовлетворении собственных вкусов он ограничен бюджетом (то есть собственными доходами). Сегодня различают следующие два основных направления в теории потребительского поведения: кардиналистское и ординалистское.

Кардиналистская теория потребительского поведения

Иными словами – количественная теория. Она предполагает возможность теоретически измерить полезность благ, то есть данная теория исходит из того, что возможно определить некую точную и конкретную величину полезности, которую приобретает теории потребительского поведениясубъект при потреблении блага. Такая измеримость полезности, как следствие, предоставляет возможность сравнения разных благ по этой фундаментальной характеристике. Сторонники подхода предложили единицу измерения полезности товара – ютиль (от английского слова «utility», буквально и означающего полезность). Кардиналистская теория потребительского поведения представляет возможность потребителю измерить уровень полезности конкретного дополнительного элемента блага. Вместе с тем эта полезность неизменно является субъективным показателем, поскольку разнообразие вкусов людей предполагает их разное отношение к каждому конкретному благу.

Ординалистская теория потребительского поведения

Иными словами – порядковая теория. Этот подход основан на идее, что потребитель никак не может произвести численное измерение количества получаемого блага от конкретного товара, однако может сравнить и выстроить иерархию товаров, в зависимости от их предпочтительности в данный конкретный момент и в определенных условиях. В целом, современная теория потребительского поведения базируется на следующих основных постулатах:кардиналистская теория потребительского поведения

  1. Ненасыщенность. Имеется в виду тот факт, что потребность в благах постоянна и не имеет насыщения. Люди всегда будут желать большего количества благ, чем имеют. Более высокой оценки в глазах потребителя удостоится тот товар, который имеет большее количество благ.
  2. Сравнимость предпочтений. Принимая решение приобрести товар или же отказаться от покупки, потребитель всегда предварительно формирует собственное отношение к благам, которые сулит товар. И, исходя из необходимости и рациональности получения этого блага за конкретную сумму, принимает решение.
  3. Транзитность предпочтений. Когда потребитель принимает решение о покупке товара, он неизбежно последовательно переносит свои предпочтения с одних на другие блага.