Архитектура Китая. Современные и исторические памятники архитектуры Китая

Перцепция космоса в китайской традиционной культуре (древней и современной) настолько значительна и всеобъемлюща, что она, естественно, не могла не найти отражения в формировании искусств и архитектуры. Традиционные значимые китайские постройки в точности копируют структуру космогонической системы мироздания.архитектура китая

Взаимосвязь традиционного искусства и культуры

Архитектура Китая сочетается с окружающей природой. Из-за климатических особенностей и преизбытка дождей в стране издревле применялась высокая кровля с относительно крутыми скатами. О знатности и положении в обществе владельца свидетельствовал дом, имеющий несколько ярусов с кровлей одна над другой. Для создания оригинальных форм криволинейных скатов с заметно приподнятыми углами китайцы применяли выгнутые стропила. Под ними выводились короткие бруски, которые создавали ступенчатые консоли-выступы. После чего к ним надежно крепились доски с заранее нанесенным резным орнаментом, обязательным элементом которого был силуэт дракона. Вырезанный рисунок покрывался черным или же ярко-красным лаком, часто с позолотой, реже - с инкрустацией перламутром. Архитектура Древнего Китая не перестает удивлять современников: пагоды органично сочетаются с пейзажем, очертания тибетских храмов схожи с формой невысоких холмов или пологих гор. Все постройки прекрасны, это не просто строительство как способ укрытия от стихии, это созидание посредством искусства идеальных условий для умиротворенного созерцания природы.архитектура древнего китая

Особенности Китайской архитектуры

Архитектура средневекового Китая тесно связана с развитием и всего искусства, но в особенности - живописи. Представление о мире и общие идеи, которые сложились ещё в глубокой древности, выражались в живописи и архитектуре этой эпохи. Но архитектура отличается подчинением традициям и правилам, которые сложились значительно раньше, чем в живописи. Основные правила не только не потеряли своего значения в период Средневековья, но и образовали особый художественный стиль. Этот необычный декоративный жанр совсем не похож на стили других стран. Он отражает философский дух и жизнелюбие, которые свойственны всему искусству Китая. Китайский живописец-пейзажист и архитектор схожи своим обостренным и возвышенным чувством природы, как и мыслители и поэты. Работа зодчего в Китае похожа на работу художника. Он, пытаясь не нарушить гармонию природы, выбирает место будущего строительства и словно вписывает одно сооружение в другое. Зодчий никогда не станет строить здание, если оно не будет гармонировать с окружающим массивом. китайская пагода

Особенности китайского жилого дома

К сожалению, в Китае, в отличие от древних и средневековых цивилизаций ближнего Востока, практически не сохранились памятники далекого прошлого. Дело в том, что древние китайцы выстраивали свои дома из глиняных кирпичей и дерева. Как известно, эти материалы весьма быстро уничтожаются временем. Именно поэтому памятников древней и ранней архитектуры до нашего времени дошло крайне мало. Поселения и города, состоявшие преимущественно из легких деревянных построек, разрушались и сгорали, каждый новый правитель, пришедший к власти, уничтожал старые дворцы и на их месте возводил новые. Сейчас достаточно тяжело воссоздать и систематизировать последовательную картину поэтапного развития архитектуры Китая до танской эпохи.

От периода правления Хань и от феодальной эпохи до современников не дошло никаких сооружений, за исключением некоторых, которые были скрыты под могильными курганами или гробницами. Великая стена, возведенная всем известным Цинь Ши Хуан-ди, настолько часто реставрировалась и ремонтировалась, что ее самый верхний слой был выложен гораздо позже. Там, где вальяжно располагались танские дворцы Чанъани и Лояна, остались только аморфные холмы. Самые первые буддийские сооружения - монастыри Баймасы в Лояне и Даяньсы (недалеко от Чанъани) - хотя и находятся в данный момент там, где расположились изначально, довольно часто перестраивались.памятники архитектуры китая

Глиняные образцы и барельефы доказывают, что, за некоторыми незначительными исключениями, архитектура древнего Китая по планировке и стилю похожа на современную. Все те же орнаменты и барельефы дают ученым-архитекторам некоторое представление о ханьских постройках и домах, а вот о шикарном великолепии императорских дворцов все любопытствующие могут узнать лишь из письменных источников. Совсем недавно обнаружено место, на котором располагался дворец Цинь Ши Хуан-ди в Сяньяне (Шэньси), но археологические раскопки еще не начинались.

Культовые сооружения

Китайская пагода, считающаяся наиболее характерной постройкой для данного государства, имеет индийское происхождение. Тем не менее, между высокой пагодой и индийским ступенчатым монументом, имеющим низкое основание, очень мало сходства. Скорее всего, их подлинной предшественницей является добуддийская многоэтажная башня, которая часто изображена на ханьских барельефах. Только такие башни были двухэтажными, с заметно выступающими крышами, очень схожими с крышами нынешних пагод. Самая известная китайская пагода - Даяньта (Большая пагода диких гусей), которая построена в 652-704 годах в пределах современной Сиань (тогдашней столицы Чанъань). Размещенная на фоне внушительной горной гряды, которая буквально составляет обрамление всему городу, Даяньта видна на большие расстояния и величаво возвышается над всеми окрестностями. Она настолько массивная и тяжелая, что в близи напоминает крепость. В основании пагода имеет 25 м и простирается ввысь на 60 метров.архитектура средневекового китая

Два стиля китайской архитектуры

Ученые доказали, что архитектура Китая имеет два стиля: южный и северный, причем распространение их в стране не всегда соответствует географическим широтам и границам. Например, в Манчжурии достаточно часто встречается южный стиль, а в Юннани решительно преобладает северный. Эти закономерности обусловлены историческими причинами, а различия двух архитектурных стилей чрезвычайно четко проявляется в пагодах и храмах.

Главное отличие данных архитектурных видов - в орнаментации карниза, конька и изогнутости кровли. В южном направлении зодчества крыши максимально изогнуты, при этом выступающий карниз буквально вздымается ввысь подобно горну. Практически все коньки кровли украшены маленькими фигурками разнообразных даосских мифических животных и божеств. Их настолько много, что линия крыши теряется. Каждая опора и карниз щедро декорированы орнаментацией и резьбой, пустой и гладкой поверхности совсем не остается. Самые удивительные образцы такой страсти к украшению повлияли на европейский архитектурный стиль XVIII века.

А вот северный стиль все ученые-архитекторы единодушно называют дворцовым, так как его наилучшими образцами являются роскошные строения Запретного города, императорские гробницы цинской и минской династий. У них завитки кровли смягченные, сдержанные и напоминают форму шатра. Бытует мнение, что данный стиль ведет историю от шаров императоров Монголии. Орнаментация и декор более скромны и не столь пышны. Более стилизованные и маленькие в сравнении с южным архитектурным направлением фигурки можно лицезреть лишь на самых коньках кровли. Удачный компромисс между декоративной загруженностью южного направления и выверенной стилизацией дворцовых построек Пекина наглядно просматривается в Шаньси.

современная архитектура китая

«Запретный город»

Логическая ясность и символизм явно ощущается в планировке абсолютно всех городских ансамблей и в самой архитектуре городов. Наглядным примером, подтверждающим данное утверждение, может послужить Пекин – столица государства, которой удалось сохранить памятники архитектуры Китая. Старая часть столицы имеет название «Внутренний город», она отделена воротами и стеной от так называемого «Внешнего города». В самом центре «Внутреннего города» находится основной архитектурный ансамбль, растянувшийся на несколько километров, - «Императорский город», который словно замкнут кольцом нескольких стен и массивными воротами. Внутри него располагается «Запретный город» - в настоящее время музей. Это и есть величественный Императорский дворец. Все это благолепие - настоящий город в городе: с разноцветными крышами домов, тенистыми двориками и садами, беседками и коридорами, бесконечными переходами с бесчисленными боковыми ответвлениями. В его таинственной глубине скрывались покои жен императора, увеселительные сооружения, обширная театральная сцена и множество других построек.

Дворцовый ансамбль Гугун

Особенности архитектуры Китая особенно ярко представлены в дворцовом ансамбле Гугун, который был резиденцией императора во время правления династий Цин и Мин. Данное архитектурное творение было возведено примерно в период 1406-1420 гг. и более известно всему миру как «Пурпуровый запретный город». На его территории располагаются десятки дворцовых ансамблей разной величины, в целом они имеют 9 000 комнат. Это самый впечатляющий, грандиозный и прекрасно сохранившийся архитектурный ансамбль страны, в котором вершили дела целых 24 императора в период до революции 1911 года. Гугун, согласно постулатам, которые диктует архитектура Китая, делится на две основные части: внешний двор и внутренние покои. Основными постройками внешнего двора считаются три павильона внушительных размеров: Чжунхэдянь (Павильон полной гармонии), Тайхэдянь (Павильон высшей гармонии), Баохэдянь (Павильон сохранения гармонии).особенности архитектуры китая

Храмы

Храмовая архитектура Древнего Китая представлена большими комплексами:

  • Величавый Тяньтань («Храм неба») был возведен во «Внешнем городе» в 1420–1530 годах. Он представляет собой ряд зданий, выстроенных друг за другом и тесно окруженных кольцом зелени. Ритм ансамблю задают ступенчатый алтарь из белого мрамора и два величественных храма.
  • Циняньдянь («Храм молитвы за богатый урожай») поражает своими размерами, это самое высокое здание, которое увенчано трёхъярусной густо-синей конусообразной крышей.
  • Погребальный комплекс минских императоров Шисаньлин («13 гробниц») удивляет своим пространственным размахом. Сооружение включает в себя, помимо могильного кургана с прилагающимся подземным дворцом, храмы, арки, башни, которые живописно включаются в окружающий пейзаж.

Величайшее творение рук человека

Великая китайская стена - один из величайших памятников мирового зодчества, строившийся в период с IV - III веков до н.э. Она до сих пор потрясает воображение и более чем достойна возглавить рейтинг «Шедевры архитектуры Китая». Выстроенное по северной границе страны, данное сооружение изначально предназначалось для защиты от набегов кочевников и попутно для прикрытия от песков пустыни крестьянских полей. Первоначально длина стены составляла 750 км, но, неоднократно достраиваясь, она достигла протяженности в 3000 км. Причем построена Китайская стена именно по самым крутым склонам хребтов, из-за этого она имеет много резких поворотов. Средняя ширина стены колеблется от 5 до 8 метров, а высота - от 5 до 10 метров. Через каждую сотню метров по всему периметру выстроены башни, предназначенные для светового оповещения о нападении врага. Основа стены собиралась из утрамбованной древесины вперемешку с камышом, после чего все облицовывали серым кирпичом.

шедевры архитектуры китая

Нарастающая тяга к пышности

Архитектура Китая 15–17 веков полна величия. В зодчестве последующих столетий оно также сохранялось, однако постепенно брала верх тяга к помпезности, пышности и неумолимому изобилию декоративного убранства. Неотъемлемой составляющей частью многочисленных архитектурных комплексов становятся парковая скульптура, резные ворота, вазы и курильницы. Наглядное доказательство данной тенденции – загородный императорский дворец Ихэюань (в дословном переводе - «Сад безмятежного отдыха»), который отличает изощрённая затейливость оформления: причудливо изгибающиеся сквозные галереи, арочные мосты, тенистые беседки и пагоды, возведенные из фарфора, дерева, камня и меди.

Традиции и современность

Современная архитектура Китая продолжает развивать традиции далекого прошлого, вместе с этим отличаясь более строгим духом. Слияние монументальных и декоративно–прикладных форм постепенно подготовило отход от характерных особенностей зодчества прошлых исторических периодов.