Доходы федерального бюджета. Доходы и расходы федерального бюджета

Государственный бюджет - понятие довольно широкое. Под ним может пониматься финансовый документ национального значения, в соответствии с которым власть финансирует те или иные направления развития политических и общественных институтов, экономики. Также бюджет - это, собственно, все те денежные ресурсы, что есть в распоряжении у государства, совокупность их возможных источников и статьи расходов.

Выстраивание эффективной политики в аспекте финансирования ключевых с точки зрения развития страны институтов, органов, учреждений и предприятий подразумевает, прежде всего, некие источники поступления средств в казну. И потому изучить состав доходов федерального бюджета РФ особенно интересно. В какой степени государственная казна РФ зависима от экспорта нефти и газа? Каковы доходы и расходы федерального бюджета России?

Что такое государственный бюджет

Практически все современные государства обладают собственным бюджетом - финансовым ресурсом, используемым с целью обеспечения работы ключевых политических институтов, госорганов и учреждений. Более узкое значение термина "бюджет" - официальный план, в рамках которого высшие структуры власти, ответственные за распределение соответствующего ресурса, в российском варианте это Министерство финансов, распределяют государственные расходы соотносительно предполагаемым доходам.

Модель российского бюджета

В зависимости от формы административно-политического устройства страны бюджеты могут классифицироваться на разные типы. В России, к примеру, он может быть федеральным, региональным или же муниципальным. В свою очередь финансовые потоки на всех этих трех уровнях в сумме формируют консолидированный бюджет РФ. Несмотря на то что субъекты РФ и отдельные муниципалитеты имеют достаточно большую самостоятельность в аспекте сбора и распределения финансов, доходы федерального бюджета, как принято считать в среде современных российских экономистов, играют определяющую роль в экономической стабильности государства. К тому же, текущая практика бюджетной политики в РФ такова, что многие регионы и муниципалитеты характеризуются высокой степенью зависимости от ассигнований из центра. Таким образом, доходы федерального бюджета РФ определяют степень финансовой поддержки многих регионов.

Доходы федерального бюджета

Можно также отметить тот факт, что российский бюджет на всех уровнях выстроен по единым принципам - в аспекте правовой базы, документации, ключевых положений логики финансового управления и т. д. И потому рассматриваемый термин в нашей стране часто употребляется безотносительно к классификации на те или иные уровни - он, так или иначе, един для всего государства. Более того, понятие "федеральный бюджет", хотя это и не совсем корректно, иногда используется в контексте всей национальной системы государственного управления. То есть фактически отождествляется с консолидированным. По меньшей мере, как считают некоторые эксперты, в сознании простого российского обывателя термин "консолидированный бюджет" часто вызывает совершенно неоднозначные ассоциации. Но если он "федеральный", то человеку сразу понятно, о чем речь.

Доходы и расходы федерального бюджета

Однако мы придержимся корректной классификации рассматриваемого термина. Изучим специфику бюджета РФ конкретно на федеральном уровне: это особенно интересно, в частности, в связи с известными проблемами в экономике страны, связанными с падением цен на нефть.

Федеральный бюджет: налоговые доходы

Доходы федерального бюджета РФ классифицируются на несколько основных типов. Во-первых, это налоговая выручка. Ее формируют, таким образом, сборы, взимаемые ФНС в соответствии с законодательством, таможенные и иные пошлины. В числе ключевых источников - пошлины за экспорт нефти. Доходы федерального бюджета России от продажи "черного золота" по разным подсчетам составляют порядка 35% от общей выручки. То есть, например, если в 2014 году общий объем выручки в рамках главного государственного финансового документа составил около 13 трлн руб., то доходы от продажи нефти составили порядка 4-4,2 трлн. И это при том, что до осени "черное золото" стоило примерно вдвое дороже, чем сейчас. Таким образом, тезис о том, что доходы федерального бюджета России сильно зависят от нефти, в целом соответствует действительности.

Налоговые доходы федерального бюджета

Другое дело, что в общем объеме ВВП доля соответствующей выручки, в свою очередь, сравнительно невелика. Объем экспорта из России - около 500 млрд долларов. Из них около 170 млрд - выручка от продажи нефти. ВВП - около 2 трлн. Таким образом, получается, что доля нефтяных доходов в ВВП страны чуть менее 10%. Кроме нефти, значимую долю бюджетной выручки дает экспорт газа. По различным подсчетам - около 50 млрд долларов. Это, конечно, значительно меньше, чем соответствующий показатель для нефти. Но ощутимый. Таким образом, нефтегазовые доходы федерального бюджета составляют порядка 50% от общей выручки в государственную казну на соответствующем уровне. Есть между тем данные, отражающие более высокие показатели - конкретные цифры зависят от методологии подсчета, а также от фактической цены на нефть и газ в долларах.

Собственно, тот факт, что выручка бюджета РФ привязана к курсу иностранной валюты, во многом определяет сложности в реализации политики финансирования необходимых государственных расходов в аспекте развития страны. Нетрудно посчитать, что при вдвое снизившемся курсе доллара ровно на столько же упадут доходы от экспорта нефти и газа в российскую казну. Тот факт, что американская валюта в 2014 году подорожала по отношению к рублю, принято связывать прежде всего с падением цен на "черное золото". Только девальвировав рубль, правительство РФ, таким образом, смогло хотя бы отчасти возместить возможный дефицит бюджета. Хотя, как считают многие экономисты, текущий курс российской национальной валюты определяется не только ценами на нефть, но также и широким спектром иных факторов.

Структура доходов федерального бюджета

Прогнозы касательно расценок на "черное золото" в среде мировых экспертов сильно разнятся. Есть те, которые говорят, что цены на нефть достигли дна и теперь понемногу начнут расти. Другие аналитики полагают, что текущие расценки, которые во многом обуславливают низкий курс рубля по отношению к доллару, сохранятся в течение достаточно долгого времени.

Неналоговые доходы

Таким образом, нефтегазовые доходы бюджета крайне важны для государственной казны. Относятся они, как мы уже отметили выше, к налоговым. Но есть другая крупнейшая категория выручки. Это неналоговые доходы федерального бюджета. Формируются они за счет трех основных источников: выручки от использования имущества, его продажи, а также как часть доходов от унитарных предприятий. Неналоговые доходы федерального бюджета занимают сравнительно небольшую долю в общей выручке казны. В частности, поступления от операций с имуществом в 2014 году составили чуть более 400 млн руб. Однако, как отмечают некоторые эксперты, вопросы, отражающие необходимость повышать неналоговые доходы, регулярно поднимаются на правительственных совещаниях.

Таким образом, главный источник пополнения казны РФ - нефтегазовые доходы федерального бюджета. И потому текущее снижение цен на нефть крайне неприятно с точки зрения выстраивания оптимальной политики властей в части финансирования государственных расходов - социальных, военных, инфраструктурных и т.д. Возможен вариант, при котором утвержденные программы могут быть пересмотрены правительством.

Структура доходов федерального бюджета также может включать безвозмездные перечисления от граждан и юрлиц, международных структур, иностранных правительств, в ряде случаев - из региональных систем управления казной по взаимным расчетам. Также если по итогам финансового года в бюджете есть остаток денежных средств, то он переносится на следующий период.

Федеральный бюджет: расходы

Изучив то, как осуществляется формирование доходов федерального бюджета, рассмотрим ключевые статьи расходов государственной казны на соответствующем уровне. Составляют они достаточно большой спектр. Основные направления таковы:

- обеспечение деятельности органов власти;

- международная политика;

- финансирование армии;

- поддержка оборонной промышленности;

- научные исследования;

- поддержка транспортных компаний в сфере железнодорожных, воздушных и морских перевозок;

- содействие развитию атомной энергетики;

- финансирование операций по ликвидации последствий ЧС;

- освоение космоса;

- формирование фонда федеральной собственности;

- погашение государственного долга;

- поддержка работы внебюджетных фондов;

Есть несколько распространенных оснований для классификации расходов федерального бюджета РФ. Рассмотрим их.

Классификация бюджетных расходов

В среде российских экспертов достаточно популярна модель классификации бюджетных расходов исходя из их экономической роли, а также их функционального назначения. Касательно первого критерия формируются статьи, которые связаны с финансированием производства и иных сфер, значимых с точки зрения развития национальной экономики. В свою очередь, если речь идет о классификации расходов по функциональному назначению, то они могут подразделяться на ассигнования в пользу поддержания работы органов власти, армии, исследования и т. д.

Неналоговые доходы федерального бюджета

Также расходы бюджета могут быть классифицированы на капитальные и текущие. К первым относятся те статьи, которые обеспечивают инвестиционный аспект развития хозяйственной системы государства. Также это могут быть расходы, связанные с обновлением и поддержанием производственных фондов. В свою очередь, текущие расходы федерального бюджета в целом соответствуют функциональным.

Расходные обязательства

Расходы государственной казны РФ осуществляются исходя из соответствующих обязательств, утвержденных на уровне официальных правовых актов. В частности, они могут быть приняты на уровне федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства. Так, например, соответствующего типа решения характерны при определении объемов субсидий и субвенций в пользу бюджетов российских регионов.

Особенности бюджетной политики

Изучив доходы и расходы федерального бюджета, мы можем исследовать ключевые аспекты соответствующего направления государственной политики, выделить основные проблемные нюансы и определить перспективы решения возможных сложностей.

Некоторые эксперты оценивают российский бюджет как достаточно средний по мировым масштабам. Так, например, в пересчете на душу населения государственная казна обеспечивает финансирование каждого гражданина РФ примерно на 2,5-3 тыс. долларов США каждый год. Для сравнения: в тех же Соединенных Штатах показатель примерно в 5 раз больше. Наш показатель примерно соответствует уровню Турции, Колумбии, ЮАР.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета

Вместе с тем, как полагают эксперты, в России гораздо выше, чем в этих странах, военные расходы, которые составляют по различным подсчетам порядка 15% от бюджета страны. Эта цифра, как свидетельствуют некоторые источники, может увеличиться в ближайшие годы до 20%. Таким образом, если говорить о мирных статьях бюджета, то показатели, по всей вероятности, будут даже скромнее, чем в названных выше государствах.

Вместе с тем, как отмечают некоторые эксперты и, что немаловажно, это фиксируется в высших эшелонах власти, даже при относительно небольших расходах бюджета на душу населения в системе распределения государственных финансов России все же присутствуют проблемы. Рассмотрим ключевые. В частности, можно обратить внимание на те, что несколько лет назад выделил президент РФ. Сейчас многие из отмеченных тогда проблем, как считают эксперты, сохранили актуальность.

Прежде всего отмечается, что структура доходов федерального бюджета предполагает чрезмерную - по мировым меркам - зависимость от сырьевой выручки. Собственно, мы сами убедились в этом выше. Порядка 50%, а по некоторым данным - даже больше, доходов казны формируется за счет продажи нефти и газа. Налоговые доходы федерального бюджета, полагают эксперты, нужно диверсифицировать.

Динамика доходов федерального бюджета

Расходы должны быть обоснованы

Следующая проблема - низкое качество проработки экономического обоснования расходов государственной казны. Собственно, президент РФ в одном из своих посланий обратил внимание на данный нюанс. Поэтому даже если налоговые доходы федерального бюджета вырастут или будут меньше зависеть от нефти и газа, без совершенствования системы принятия решений по расстановке приоритетов в расходах компетентными органами, как считают эксперты, государству будет сложно выполнять свои обязательства в отношении финансовой поддержки ключевых направлений развития. Поступления доходов в федеральный бюджет, считают эксперты, необходимо грамотно распределять.

Аспект самодостаточности регионов

Другая отмечаемая экспертами проблема - высокая зависимость многих регионов от ассигнований из центра. Многие из субъектов, как результат, зависят от того, какой будет динамика доходов федерального бюджета. Одно из самых перспективных решений данной проблемы, считают аналитики, развивать региональную предпринимательскую инициативу.

Еще одна сложность в бюджетной политике, которая отмечается исследователями - законодательство, необходимое для качественной реализации политики государственного управления финансами, не всегда корректно проработано. Это может предопределять ощутимые сложности в согласовании ключевых принципов бюджетной политики между компетентными органами власти на разных уровнях, считают эксперты.