Эмпиризм и рационализм в философии

Эмпиризм и рационализм появляются в философии Нового времени, когда в Северной Европе отгремели буржуазные революции, а Англия сменила Испанию в качестве ведущей мировой державы. Тогда родилось явление, названное позже Марксом «первоначальным накоплением капитала», подняло голову «третье сословие» - будущая буржуазия и «новое дворянство», джентри. Во многих странах установились абсолютные монархии, а католицизм утратил монополию в Европе. Именно в эту эпоху подняли голову идеи о том, что основой познания является разум или опыт. Сторонники этих теорий, хотя и оппонировали друг другу, все же двигались в одном направлении.

Краткая характеристика философии Нового времени

Протестантизм сыграл большую роль в развитии тогдашней науки, поскольку одним из его ведущих постулатов было то, что вера должна заниматься спасением души, а разум – изучением природы. В последнем все большее значение приобретал практический опыт. Появились первые машины, стали известны открытия Торричелли, Ньютона, Гарвея, Бойля, Мариотта. Философия стала тесно связана с наукой. Ее основой сделались теории Галилея об экспериментально-математическом методе и накоплении данных естественных дисциплин. Основными вопросами философии Нового времени сделались природа (которая понималась метафизически и механистически) и теория познания (рационализм, сенсуализм и эмпиризм). Эмпиризм и рационализм

Френсис Бэкон: биография и основные труды

Этот мыслитель происходил из семьи лорда-хранителя печати. Он закончил Кембриджский университет, путешествовал во Францию, которая после гугенотских войн объединилась под властью Генриха Четвертого. В Англии он работал как юрист – в частности, выступил в качестве обвинителя на процессе лорда Эссекса. При Якове Первом он некоторое время занимал пост лорда-канцлера. Не избежал он и сам обвинений в коррупции. В свободное время Бэкон занимался науками. Известны его основные работы. Это «Новая Атлантида» и «Великое восстановление наук». Правда, сохранилась только часть этого труда под названием «Новый органон». Уже упоминалось о том, что эмпиризм и рационализм в философии той эпохи сделались ведущими направлениями. Бэкон был страстным поклонником первого из них. На эмпиризме он основывает научное понимание природы. Этот философ был прагматиком. Предназначение человека, по его мнению, состоит в том, чтобы познавать природу, а это делать нужно для того, чтобы завоевать ее. Наука, таким образом, является средством, с помощью которого можно овладеть законами природы. Именно это делает знание силой.Эмпиризм и рационализм нового времени

Проблема метода

Эмпиризм и рационализм родились из критики схоластики. Непримиримым ее врагом был Френсис Бэкон. Схоласты, как он считал, смешали божественное и человеческое, опираясь на абстрактные рассуждения. Этот метод приносит плоды только на словах. В делах он бесполезен, а завершается «чертополохом препирательств». Он также обрушивается и на Аристотеля, труды и силлогизмы которого явились основой схоластики. Нужна новая наука, новый метод или «органон». В этом эмпиризм и рационализм совпадали. Но дальше начинались различия. Таким новым методом Бэкон считал индукцию. Он говорил о двух путях развития науки. Это эмпирический и догматический методы. Те, кто собирает только факты, похожи на муравьев – они трудятся, но не пользуются плодами. Рационалисты же напоминают пауков, которые ткут свои идеи из самих себя. Но настоящий ученый должен быть подобен пчеле. Ему следует объединить эмпиризм и рационализм. Наши понятия должны корениться в самом сердце вещей. Поэтому правильный метод нужен для того, чтобы совершенствовать мысли. Часто при переходе от аксиом к суждениям факты отбрасываются, чтобы угодить теории, а это ведет к ошибкам. Поэтому более верным методом является обобщение знания, полученного в результате опыта. Эмпиризм и рационализм в философии

О познании

Так же, как и Аристотель, Бэкон предложил учение о форме и материи. В этом проявились его эмпиризм и рационализм. При исследовании предмета методом перечисления свойств, проявляется форма. Если мы отбрасываем признаки, то она отсутствует. То есть, это внутренне присущая данному предмету сила. Из неподвижных форм состоит материя. Бэкон не признавал атомов, считал пространство – местом, время – мерой, а движение – перемещением. По его мнению, задача науки – это исследование форм. Но чтобы тщательно изучить одну из них, следует отвлечься от других. Это Бэкон назвал абстрагированием. А чтобы верно исследовать, нужно не только пользоваться правильным методом, но и очистить свой разум от заблуждений. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени сильнее всего воплотились в этих знаменитых рассуждениях мыслителя об идолах – рода, пещеры, рынка и театра. Человек то судит о вещах по аналогии, то руководствуется собственными симпатиями и антипатиями, то пользуется неверными терминами, то идет на поводу у различных красиво оформленных выдумок. Все эти предрассудки надо отбросить, чтобы прийти к правде. Нужно заострить свое мышление, сделать его оружием. Поэтому эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта являются наиболее знаковыми достижениями Нового времени.

Против авторитета догм

Рассмотрев основные идеи автора теории индукции, поговорим теперь о другом направлении в методологии и философии той эпохи. Рене Декарт, учившийся у иезуитов и прослуживший какое-то время в качестве военного, большую часть своей жизни провел в Голландии – Утрехте и Лейдене. Эта страна была толерантной к различным нетрадиционным взглядам. А Рене Декарт в своих книгах «Начало философии» и «Рассуждение о методе» восставал против всех и всяческих авторитетов. Эмпиризм и рационализм Нового времени тем самым очень похожи.Эмпиризм и рационализм в познании

О субстанциях

Рене Декарт был философским дуалистом. Он полагал, что в мире существует две субстанции – мыслительная (cogitas) и протяженная (extensa). Так он называл духовное и материальное. Мыслительная субстанция имеет три модуса – воображение, чувства и желания. Она неделима и универсальна. Субстанция extensa тоже имеет три модуса – фигуру, положение и, собственно, протяженность. То, что изучает первую - это метафизика. Вторая – делима. Ею занимается физика. Таким образом, в этих рассуждениях Декарта тоже можно обнаружить эмпиризм и рационализм в познании. Хотя сам философ был ярким сторонником второго метода.Проблема метода эмпиризм и рационализм

О науках

Основой физики, как полагал Декарт, является материя. Ее можно уподобить пространству. Движение в ней происходит от первотолчка, оно относительно. Источником его является Бог, который сохраняет в мире изначальный баланс движения и покоя. Материя развивается самостоятельно, по естественным законам, и имеет творческую силу. Основной формой движения является вихревое. То, что Декарт не был чужд и эмпиризма, доказывают его научные исследования. Например, он экспериментально изучал оптику, законы механики, стал автором метода координат. Он также описал рефлекторный акт и впервые понял, что нервы служат проводниками ощущений.Эмпиризм бэкона и рационализм декарта

О мышлении и человеке

В системе, созданной французским философом, видны и различия эмпиризма и рационализма. Мышление для Декарта более реально, чем существование души и тела. Он определяет наличие рефлексии в качестве основы для существования. В нашем мышлении, как полагает философ, существует врожденный образ Бога и различных идей – числа, фигуры, равенства, и так далее. А поскольку причина имеет такую же реальность, как и действие, то существует Творец и созданный им мир. Поэтому и познание возможно. Хотя Бог и разделил обе субстанции, в человеке они соединены. Ведь он представляет собой тело и душу с волей. Но если материя в мире развивается по механистическим законам, которые можно познать эмпирически, то дух живет по собственным правилам.

О методе

Рационалист Декарт тоже считал, что открыл «органон» универсального познания. Так как природа является чем-то вроде часового механизма, ее изучение можно поставить «на конвейер». А для этого нужно освободить науку от случайностей. Свой метод он назвал геометрическим, так как он основывался на простых, вещах и математических аксиомах. Как и Бэкон, он полагал, что люди довольствуются тем, что предпочтительнее, а критерием достоверного знания является только очевидность. Но в отличие от английского философа, главным методом он считал дедукцию. Исследователь должен исходить из простых аксиом, которые не вызывают сомнений, разделять сложные проблемы на простые, идти от известного к неясному, и не делать логических пропусков. Индукция тоже играет важную роль в познании, но вспомогательную. Как мы видим, эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта, при всех их различиях, скорее дополняют друг друга.