Финансовый механизм. Финансовая политика и финансовый механизм

0
0

Финансовый механизм является совокупностью методов финансового характера и их вариаций, инструментов и рычагов, которые позволяют оказывать влияние на социальное и экономическое развитие общества. Структурными компонентами механизма выступают планирование и прогнозирование, финансовые показатели и нормы с нормативами, лимиты с резервами. А также стимулы и санкции, управление денежными потоками и контроль, законодательство. Финансовый механизм можно назвать совокупностью методов организации финансовых отношений, которые используются в обществе с целью обеспечить благоприятные условия для его процветания.

финансовый механизм

Структура

Работа финансового механизма распространяется на разные сферы деятельности и звенья участников отношений. Следовательно, можно выделить следующие элементы системы:

  • Механизм, адаптированный под работу коммерческих предприятий.
  • Механизм, адаптированный под функционирование некоммерческих компаний и предприятий.
  • Страховую систему.
  • Структура функционирования государственных финансов, механизм их планирования.

В процессе круговорота материальных ресурсов, в том числе и в сфере народного хозяйства, ощутима крепка связь между финансовыми ресурсами и кредитными. Они являются практически неразделимыми. Достаточно большой процент ученых-экономистов рассматривает структуру как единый финансово-кредитный механизм. Тандем всех элементов активизируется под влиянием широкого перечня факторов: установление процентных ставок и формирование норм изъятия средств, расчет объема фондов и уровня расходов, прочее. Финансовый механизм организации, предприятия, народного хозяйства, любого из направлений, напрямую зависит от развития этих самых элементов. В частности, во внимание берется механизм формирования цен и экономическая стимуляция, кредитная политика и многое другое.

Планирование и прогнозирование

Финансовый механизм перестраивается в основных направлениях, которые определяются путем экономических изменений на территории стран СНГ. Основными основополагающими деталями механизма выступает планирование и прогнозирование. Они позволяют привлечь к работе структуры все ее составляющие. Путем планирования и прогнозирования активизируются финансовые показатели и нормы с нормативами, лимиты с резервами и финансовые стимулы. Реализация двух доминирующих элементов позволяет определить масштабы финансовых ресурсов, которые в перспективе планируется создать и развить в государстве. Объемы самих ресурсов концентрируются и распределяются через бюджетную систему и прочие институты страны. По аналогичной схеме осуществляется распределение средств, которые находятся в распоряжении предприятий и широких масс населения.

Единство механизма

финансовый механизм предприятия

И финансовый механизм предприятия, и механизм народного хозяйства имеют целостную структуру благодаря внутренней связке звеньев, о которых говорилось выше. Все элементы в тандеме формируют некую конструкцию, которая активируется благодаря активизации многочисленного количества качеств каждого из структурных компонентов. Работа государства в сфере финансирования реализуется в строгом соответствии с установленными правилами и при четком следовании имеющимся нормам. Именно юридические постулаты позволяют устанавливать общие правила формирования финансовых взаимосвязей. Они же обеспечивают защиту экономических интересов социума и коллективов компаний, отдельных граждан государств. Четкое следование правовым нормам гарантирует строжайшую финансовую дисциплину, делает возможным проведение единой политики в финансовой отрасли.

Финансовый механизм и государство

элементы финансового механизма

Законодательство России, которое сейчас далеко от идеала в значительной мере ограничивает хозяйственную инициативу. Финансовая политика РФ замедляет развитие общества. Несоответствия в сфере правового регулирования трансформируются в экономические издержки, становятся причиной неприятных социальных и нравственных явлений. Формирование финансового механизма должно сопровождаться стремлением государства адаптировать его под имеющуюся финансовую политику, характерную для определенного времени. Данный подход позволяет достичь комплексной реализации целей. Актуальным всегда должно оставаться стремление к полной гармонии между финансовым механизмом и его отдельными комплектующими элементами, личными интересами и приоритетами коллектива.

Финансовая политика

Финансовая политика и финансовый механизм являются по своей сути совокупностью мероприятий, которые определяются предварительно. И ориентированы они на перспективу. Планы подлежат реализации в рамках требований финансового менеджмента. Они определяются четко установленными задачами в совокупности с внешними и внутренними условиями деятельности. Государство использует финансовую политику в качестве комплекса мероприятий государственного уровня для того, чтобы выполнять свои обязательства. Сюда можно отнести:

  • Формирование концепции, определение направлений деятельности, целей и задач.
  • Структурирование адекватного финансового механизма.
  • Руководство и управление в сфере финансовой деятельности не только государства, но и его субъектов.

Классическая финансовая политика

Классическая политика предусматривает отсутствие какого-либо вмешательства государства в экономику. На рынке царит живая конкуренция, а главным регулятором хозяйственных процессов выступает именно рыночный механизм. Расходы страны минимальны, а система налогообложения формируется на основании косвенных и имущественных налогов. Роль органа управления играет Министерство финансов.

финансовая политика рф

Планово-директивная политика финансирования

Планово-директивная политика характерна для стран с административно-командной системой. Она базируется на государственной собственности средств производства. Основная задача такого механизма заключается в концентрировании всех свободных финансовых ресурсов в руках правительства, а также их дальнейшее распределение в основных направлениях развития по государственному плану.

Регулирующая финансовая политика

Регулирующая финансовая политика предусматривает актуальность вмешательства в развитие экономики государства. Основные элементы финансового механизма – это государственные расходы, формирующие дополнительный спрос на рынке, следовательно, оказывающие положительное влияние на рост производства, на сокращение уровня безработицы и на увеличение национального дохода. К числу управленческих механизмов тут относится подоходный налог, государственный кредит и рынок ссуд. Дефицит бюджета регулирует экономику. Начина с 1970 года государство стало осуществлять многоцелевое регулирование. Контроль осуществляется над экономическим ростом и уровнем занятости, над денежными потоками и валютными курсами, над социальными факторами и над реконструкцией хозяйства.

Государственный финансовый механизм как динамическая часть финансовой политики

финансовый механизм управления

Он является одной из наиболее динамических частей финансовой политики. Финансовый механизм определяет совокупность вариаций формирования экономических отношений. Существует два его вида:

  • Директивный. Он определяет детализированную проработку структуры финансовых отношений, в которых принимает активное участие государство. Сюда можно отнести налоги и государственный кредит, расходы из бюджета и финансирование, формирование бюджетного устройства и планирование.
  • Регулирующий финансовый механизм управления распространяется только на сферу финансов. Он не имеет прямого отношения к интересам государства и отвечает только за установку основных правил.

Механизм распределения средств включает пять компонентов. Это финансовые методы, отвечающие за влияние финансовых потоков на хозяйственную деятельность, финансовые рычаги и правовое обеспечение, нормативное обеспечение и информационное. Финансовая политика РФ базируется на следующих принципах: признание полной свободы в предпринимательстве и принятие различных форм хозяйствования, приватизация государственного имущества вместе с переходом к смешанной экономике, отказ правительства от директивного управления и полный переход любых отношений на налоговую основу.

Финансовый контроль – залог эффективности

финансовый механизм организации

Финансовый механизм постоянно должен подвергаться финансовому контролю, который определяется как контроль над законодательными и исполнительными органами власти на всех уровнях. В понятие входит контроль со стороны специально сформированных подразделений над финансовой деятельностью каждого экономического субъекта с помощью особых методик. Явление характерно для каждой сферы общественного производства, имеет многоуровневую и всестороннюю структуру. Контроль идет параллельно процессу перемещения материальных фондов и этапу понимания финансовых итогов. Структура финансового механизма обязательно предполагает наличие контроля как совокупности четко направленных мероприятий, с помощью которых проводится проверка соответствия состояния финансовой структуры плану или отчету. Надзор над материальным потоком может быть стратегическим и оперативным. Первый предполагает контролирование всех направлений развития хозяйственной структуры путем отслеживания денежных потоков. Оперативный контроль отслеживает не просто целостный финансовый механизм предприятия или отрасли хозяйства. Он концентрируется на качественных и количественных параметрах системы денежных потоков.

Гибкость механизма

государственный финансовый механизм

Внедрение в жизнь финансовой политики просто невозможно без оперативного и научно обоснованного денежного регулятора. Элементы финансового механизма не должны быть статистическими, они должны видоизменяться в соответствии с развитием финансовой отрасли страны. Наиболее ярко можно было заметить изменения механизма в государствах, которые относительно недавно перешли на рыночные отношения. В основу структур было вложены инновационные подходы построения общественных финансовых отношений. Это не только обновленная налоговая система, но и появление финансового рынка, открытие многочисленных коммерческих банков, страховых компаний. Компании получают при этом более широкие перспективы в плане использования своих материальных ресурсов. Можно отметить бюджетное кредитование и лизинг, факторинг и форфейтинг. К числу инновационных финансовых инструментов можно добавить дивиденды и лимиты бюджетного финансирования, субсидии и трансферты, субвенции. По мере развития экономики кардинальным изменениям подвергается и сам финансовый механизм, что делает его эффективным в любых условиях.