БТР-70. Колесные бронетранспортеры. Бронетранспортеры и бронемашины России

По мере развития общей технической базы, в частности достижений в области самодвижущегося транспорта конца XIX века, наиболее смело мыслящие военные теоретики начинали задумываться о замене лошадей и мулов механизированными средствами доставки грузов и людей в боевых условиях. Еще более фантастичной представлялась идея использования автомобилей в качестве ударной силы, вооруженной пулеметами, а тем более артиллерийскими орудиями. Российские бронетранспортеры БТР-80 в настоящее время стали главным средством передвижения Российской Армии. Эти машины появились в результате долгой кропотливой работы конструкторов, накопивших опыт проектирования этого особого класса техники. Предшествующие модели эксплуатировались в войсках, по мере их применения выявлялись недостатки, учитывались предложения военных. Непосредственными «предками» их можно считать БТР-60 и БТР-70.

бтр 70

До революции

На рубеже веков совсем уж немыслимым считали предложения изобретателей (например, инженера Двиницкого, 1897) о совмещении двух функций (огневой и транспортной) в одной машине. Пройдет совсем немного времени, и смелые идеи начнут реализовываться одна за другой. Колесные бронетранспортеры, снабженные пулеметами и скорострельными пушками, станут обычным делом. Но путь развития будет долгим и извилистым. Главным препятствием тогда было несовершенство и низкая надежность автомобильной базы, на основе которой изначально создавались «моторные военные вагоны» или бронемашины. Конструктивный подход основывался на простейшем и наиболее дешевом методе адаптации готовых шасси грузовиков для оборонных нужд.

российские бронетранспортеры

Кузовы обычно обшивались листами противопульной брони, на верхних поверхностях устанавливались пулеметные башни или неподвижные огневые точки. О перевозке десанта речь не шла, места хватало лишь на размещение внутри кузова экипажа и расчета. Такими были «Руссо-Балты-М», «Путилов-Гарфорды», «Остины» разных серий и другие образцы. Общее представление о них дает внешний вид того самого знаменитого «броневичка», с которого выступил в 1917 году Ленин после прибытия на Финляндский вокзал в октябре 1917 года.

Довоенные бронеавтомобили

В Красной Армии периода 20-х и 30-х годов главенствовали две основные военные концепции, упрощенно называемые историками «кавалерийской» и «механизированной». Оправдавшая себя во время Гражданской войны конница считалась вполне эффективным боевым средством, маневренным и позволявшим наносить неожиданные удары по непредсказуемым для противника направлениям. Сторонники моторизации вооруженных сил настаивали на перевооружении РККА, оснащении ее танками, танкетками и броневиками. При этом легким средствам уделялось меньшее внимание.

бтр 70 характеристики

Основной упор в предвоенные годы делался на танки, главным образом скоростные. Специалисты Ижорского завода подготовили проект опытного санитарно-транспортного бронеавтомобиля БА-22 на базе шасси грузовика ГАЗ-АА (фордовской конструкции). Проект утвержден не был. Возможно, что это решение правильное, и в грядущей войне эта техника себя бы не оправдала. Но в ходе работ над ней был совершен важный прорыв. БА-22 мог перевозить помимо экипажа еще десятерых бойцов.

Сороковые

В ходе Великой Отечественной войны бойцы Красной Армии бронированным транспортом почти не пользовались. Иногда применялись американские транспортеры, поставляемые по ленд-лизу ограниченными партиями, но чаще всего пехота поддерживала танковые соединения, спрыгивая прямо с брони "тридцатьчетверок" и КВ. В других случаях красноармейцев перебрасывали грузовиками, а чаще всего войска совершали утомительные марши пешком. Только после Победы появилось время на то, чтобы осмыслить военный опыт и прийти к мысли о нужности бронированных средств доставки пехотинцев.

 инструкция по эксплуатации бтр 70

Требования к «объекту-141», порученному ведущему конструктору ГАЗа В. К. Рубцову в 1947 году, были простыми. Как и в первых прототипах, ему предложили применить базу грузовика с четырьмя ведущими колесами ГАЗ-63 и оборудовать его защитой от осколков и пуль. Задачу эту коллектив решил, и в 1950 году Советская Армия приняла на вооружение первые отечественные бронетранспортеры. Новые машины получили индекс БТР-40. В каком-то смысле именно они стали родоначальниками семейства транспортных средств пехоты, хотя и внешне, и по устройству со своими «потомками» имели мало общего. Они были двухосными, тихоходными, корпус не имел крыши. Но после БТР-40 появились БТР-60, БТР-70 и БТР-80, представлявшие уже качественно новый класс техники.

БТР-60, «предок» 70-го

В пятидесятые годы внешнеполитическая обстановка в мире резко обострилась. События в Венгрии и участие в них Советской Армии выявили ряд новых требований к средствам доставки пехотных соединений на места предполагаемых боевых действий. В частности, при возможном неблагоприятном развитии ситуации времени на сооружение саперных переправ могло и не быть. Европа насыщена реками, а преодолевать их без плавающих бронетранспортеров в условиях активного военного противостояния трудно. В конце 1956 года на ГАЗе начали разработку нового шасси, на этот раз четырехосного и снабженного водометным двигателем. Новая машина получила название БТР-60, она приводилась в движение двумя 90-сильными автомобильными моторами ГАЗ-40П.

двигатель бтр 70

Силовое отделение располагалось под полом десантного отсека, его пространство снизу ограничивалось днищем. Многие решения в дальнейшем после практической апробации были применены в конструкции БТР-70. Модель «60П» поступила на вооружение в 1959 году, она была оснащена независимыми торсионными подвесками всех восьми колес, автоматическим регулированием давления шин, гидроусилителем, системой отопления и многими другими опциями, которыми не могла похвалиться более ранняя советская боевая техника. Это был технологический прорыв.

70-й и его новые моторы

Разработка БТР-70, ставшего дальнейшим развитием концепции четырехосного плавающего средства доставки пехоты, обладающего высокой проходимостью, была завершена в первой половине 70-х годов. Разница между датами принятия на вооружение и начала серийного производства изделия ГАЗ-4905 составляет целых четыре года. С 1972 по 1976 год проходила доработка нового бронетранспортера. Сходство его конструкции с уже проверенным БТР-60 не означала тем не менее тождественности. Многие важные узлы были изменены, в компоновке учтены самые современные требования и даже некоторые геометрические размеры стали другими. БТР стал приземистее на 18,5 см, пересмотрена схема электропитания, покидать машину стало намного проще. И, конечно же, она получила новый двигатель. БТР-70 приводится в движение двумя карбюраторными восьмицилиндровыми 120-сильными V-образными моторами ЗМЗ-4905.

бтр 70 модель

Компоновка десантного отделения

Мощность силовой установки интересует в первую очередь механика-водителя, он должен знать, какую крутизну машина сможет преодолеть, как быстро она движется по шоссе или пересеченной местности. Пехотинца волнует другое: насколько ему удобно будет вести огонь через амбразуры и сколько времени займет его выход из БТР-70. Техническое описание гласит, что внутри десантного отделения находятся два сиденья, но расположены они не вдоль бортов, а по центру. Такая схема предполагает большее удобство стрельбы через боковые амбразуры, лицом к которым сидят бойцы. Всего лючков семь, они герметически закрываются крышками.

Посадочные люки находятся в нижней части бронекорпуса, что повышает безопасность высадки из машины.

Вооружение

БТР-70, так же, как и БТР-60, оснащен 14,5-мм пулеметом КПВТ и спаренным с ним ПКТ. Боекомплект состоит из 500 патронов для КПВТ и 2000 7,62-мм боеприпасов для ПКТ. Башня вращается, но возможный угол вертикального наведения увеличен до 60°, что вдвое больше, чем у 60-й модели, - об этом позаботилось Тульское КБ Приборостроения. Управление стрельбой осуществляется через прицел типа ПП-61АМ. К этому вооружению следует добавить огневую мощь личного состава, находящегося в десантном отделении и за командирским местом, в том числе ПЗРК «Стрела-2» в количестве двух единиц, один РПГ-7 и два гранатомета АТС-17. Ну и, конечно же, по автомату АК у каждого бойца.

Глаза и уши

Обзор окружающей обстановки очень важен для каждой боевой машины. Помимо обычных возможностей, предоставляемых смотровыми люками, визуальный контроль может осуществляться через приборы ТПКУ-2Б (один, командирский) и ТНПО-115 (их три). Есть также аппаратура ночного видения ТКН-1С с осветителем ОУ-3ГА-2М. Наблюдение из башни ведется через ТНПТ-1. Десант обеспечен двумя приборами наблюдения ТНП-Б. При таком оснащении полностью «ослепить» машину очень трудно.

Средством связи БТР-70 служит рация Р-123М, располагающаяся рядом с командирским местом. Для обмена информацией внутри машины есть трехканальный интерком Р-124.

Модификации и версии

Как любая удачная машина, БТР-70 оказался пригодным для многоцелевого использования. Известно о доброй дюжине различных версий, от командно-штабной БТР-70 КШМ до специализированной модификации, предназначенной для обеспечения бесперебойной радиосвязи. Кроме этого, после распада СССР в разных странах, возникших на его территории, были созданы собственные образцы, ставшие результатом модернизации советской техники. На Харьковском машиностроительном КБ им. А. А. Морозова карбюраторные моторы заменили дизелем УТД-20 (БТР-70М). Еще три украинские модификации (КБА-2, БТР-70Т и БТР-7) отличаются от прототипа вооружением, силовой установкой и приборами управления огнем. Существуют также белорусская, азербайджанская и казахстанская версии. Из зарубежных вариантов выделяется румынская машина ТАВ-77. Инструкция по эксплуатации БТР-70 переведена на многие языки.

Боевой опыт

Самый распространенный на территории бывшего СССР бронетранспортер участвовал в Афганской войне 1979—1989 годов. Во время Приднестровского конфликта десять этих машин «поменяли хозяина» (их отбили у молдавской армии). Повоевал БТР-70 в обеих Чеченских войнах, в Абхазии и Южной Осетии. Турецкая армия закупила ГДРовские машины после объединения Германии и применила их против курдов. Высокая эффективность и надежность российской техники побудили командование этой страны-члена НАТО приобрести крупную партию российских бронетранспортеров непосредственно у производителя (1996).

бтр 70 техническое описание

Прекрасная репутация

Более двух десятков государств в настоящее время, и в их числе такие экзотические страны как Непал (135 шт.), Мексика (26 шт.), Замбия (20 шт.) и Пакистан (120 шт.), эксплуатируют БТР-70. Характеристики в сочетании с высокой надежностью сами по себе создают российской технике прекрасную репутацию, способствующую дальнейшему расширению присутствия на международных рынках новых образцов, представляющих продолжение линейки БТР (60, 70 и 80). Российская Армия планирует переход на наиболее совершенную версию бронетранспортера – БТР-82, это случится в ближайшие годы.