Кран-букса для смесителя. Кран-букса: ремонт

Кран-буксой называют специальный запорный сантехнический элемент, используемый в смесителях. Современные изделия этого типа отличаются достаточно высокой степенью надежности и простотой в установке. О том, что представляет собой кран-букса, и как ее можно отремонтировать, поговорим далее.

Разновидности

На сегодняшний день используется два основных вида кран-букс (вентильных головок):

  • Червячные с резиновой прокладкой. Стоят очень недорого, но не слишком долговечны.
  • Керамические. Могут служить без необходимости замены намного дольше, но и стоят на порядок дороже.

    кран букса

Обе эти разновидности достаточно просты в установке. А вот что касается ремонта, то он обычно представляет собой процедуру довольно-таки проблематичную. Если червячную кран-буксу отремонтировать своими руками еще можно, то сломанную керамическую, скорее всего, придется просто заменить на новую. Большинство домашних мастеров именно так и поступают. Тем более что любая, даже керамическая вентильная головка, стоит относительно недорого.

Червячные кран-буксы

Вентильные головки этого типа бывают разными. Ведь моделей смесителей существует просто огромное количество. Одинаков у них лишь принцип запора воды. На шток с одной стороны надевается резиновый или пластиковый уплотнитель в виде кольца, с другой – прикручивается маховик. К смесителю кран-букса этого типа крепится при помощи контргайки.

кран букса для смесителя

Керамические кран-буксы появились в продаже не так давно и, несмотря на свою надежность, широкого распространения пока не получили. В большинстве смесителей городских квартир и загородных домов стоят именно червячные вентили. Их в свою очередь также можно разделить на две большие группы: старого советского образца и новой современной конструкции. Отличить эти разновидности не слишком сложно. Старые буксы рассчитаны на маховики четырехугольной формы. Новые – на ручки 12- и 16-гранные.

Керамические вентильные головки

В таких моделях запирание воды производится не с помощью не слишком надежной резиновой или пластиковой прокладки, а посредством специальных керамических элементов. При их взаимном вращении образуется или закрывается отверстие, через которое в смеситель поступает вода. Это более надежная кран-букса. Керамика не так чувствительна к примесям в воде, как резина, и служит дольше.

кран букса керамическая

Определить, какая именно вентильная головка используется в конструкции крана, не сложно. Если маховик прокручивается на два – три оборота, значит, в смесителе используется обычная червячная букса. Маховик керамических моделей проворачивается только на 180 градусов. Поэтому при замене обычной модели на современную хозяевам первое время придется быть осторожными. Если попытаться провернуть маховик более чем на один оборот слишком сильно, кран-букса керамическая может просто-напросто сломаться.

Признаки неисправности вентильной головки

Как же определить, что в проблемах со смесителем виновна именно кран-букса? На самом деле это очень просто. Если из-под маховика или в месте соединения с трубой подтекает вода, значит, пришло время менять кран-буксу.

Также признаком неисправности вентильной головки может быть неприятный звук, издаваемый смесителем при прохождении в него воды из трубы.

Как заменить червячную кран-буксу

Покупка новой вентильной головки может оказаться делом непростым. Как уже упоминалось, моделей букс этого типа, впрочем, как и керамических, существует просто огромное количество. Поэтому лучше всего будет перекрыть общие краны, снять вышедший из строя элемент и пойти в магазин вместе с ним. В этом случае кран-букса для смесителя подойдет без проблем.

замена кран буксы

Снять кран-буксу со смесителя очень просто. Порядок действий в этом случае будет таким:

  • Общие краны обычно расположены рядом со стояком. Перекрыть нужно оба – и на «холодной», и на «горячей» трубе. Затем следует покрутить вентили смесителя и убедиться в том, что вода в квартиру из общего стояка не поступает.
  • Далее тонкой отверткой нужно поддеть колпачок маховика. На кране с горячей водой он обычно имеет красный цвет, на «холодном» - синий. Скорее всего, этот элемент очень легко отщелкнется. На старых советских кранах колпачок может быть к штоку кран-буксы и прикручен. В этом случае для демонтажа следует воспользоваться соответствующим инструментом.
  • После того как колпачок будет снят, нужно отверткой выкрутить винт, фиксирующий ручку на буксе, и просто снять ее.
  • Далее откручивается контргайка, удерживающая буксу в смесителе. Иногда она идет очень туго. В этом случае стоит воспользоваться жидкостью для удаления накипи.
  • На заключительном этапе нужно вывернуть саму вентильную головку.

Новая кран-букса устанавливается в обратном порядке. Сначала обязательно следует прочистить резьбу внутри смесителя. Иначе новая вентильная головка плотно в него не встанет. Прочистку лучше всего сделать при помощи кардощетки. Далее на кран-буксу наматывается несколько слоев фомки. Затем она ввинчивается в смеситель и фиксируется контргайкой. На заключительном этапе закрепляется маховик и вставляется обратно колпачок.

Червячная кран-букса: ремонт

Самостоятельно эту операцию проводят крайне редко. Стоят современные кран-буксы очень недорого – в пределах 150-250 рублей. А поэтому терять время на ремонт большинство домашних мастеров считает нецелесообразным. Производить эту процедуру стоит только в том случае, если не удастся найти подходящую модель вентильной головки.

Наиболее частой причиной поломки такого элемента, как кран-букса для смесителя, является износ пластиковой или резиновой прокладки. Следовательно, все что нужно для ремонта – это просто заменить этот элемент. Новое колечко обычно изготавливают из тонкой резины (1 мм). В крайнем случае может подойти и обычная старая велосипедная камера. Диаметр отверстия в вырезанном колечке должен быть таким, чтобы прокладка как можно плотнее надевалась на шток буксы и плотно прилегала к металлическому кольцу. Это обеспечит надежный запор воды. Внешний диаметр кольца может быть чуть большим, чем у старого элемента.

кран букса ремонт

Установив вырезанную резиновую прокладку на место, кран-буксу вворачивают в смеситель по технологии, описанной выше.

Замена и ремонт керамической модели

Демонтаж старой и установка новой вентильной головки этого образца производятся точно так же, как и червячной. Единственное, в этом случае при вворачивании новой буксы на место следует быть максимально осторожным. Слишком сильно надавив на ключ, можно поломать хрупкие элементы. Закрутив вентильную головку в смесителе, ее надежно фиксируют контргайкой.

кран букса керамика

Чаще всего кран-букса керамическая начинает пропускать воду из-за износа уплотнительного кольца между ней и смесителем. В этом случае ремонт будет не слишком сложным. Кольцо нужно просто заменить. Если же в негодность придут керамические элементы, придется приобретать новую кран-буксу. Альтернативой может стать покупка специального ремонтного комплекта. В этом случае, имеющиеся в нем керамические элементы просто устанавливают на место старых. Однако такой ремонт обычно производится только тогда, когда не удается найти в магазине подходящую кран-буксу. Да и то в этом случае большинство владельцев жилищ с водопроводом предпочитает приобретать обычные червячные модели.

Вентильные головки на общих кранах

Как видите, замена кран-буксы - процедура достаточно простая. Произвести эту операцию при поломке элементов смесителя под силу любому. Для замены же вышедших из строя вентильных головок общих кранов, скорее всего, придется вызвать сантехника, поскольку перекрыть подачу воды в этом случае можно только в подвале и на весь подъезд.

В этом случае, если кран-буксы червячные, лучше подать заявку на замену сразу обеих – и на трубе с горячей водой, и с холодной. Большинство современных вентильных головок производится в Китае и не слишком надежны. Если вышла из строя одна, то велика вероятность того, что вскорости начнет подтекать и другая.