Нотная грамота: азы

Любой музыкант, будь то новичок или профессионал, в обязательном порядке должен для себя четко представлять, что такое нотная грамота. Это есть основа, без которой, как говорится, никуда.

Понятие нотной грамоты

К сожалению, далеко не все люди, пытающиеся приобщиться к музыкальному миру, уделяют должное внимание этому предмету. Согласитесь, обычное бренчание на гитаре в подворотне или у костра на природе к профессионализму не имеет никакого отношения, хотя и предполагает хотя бы минимальное знание аккордов и их аппликатуру расположения на грифе. Но для более широкого понимания музыки этого явно недостаточно.

нотная грамота

Нотная грамота является базовым предметом, с которого, собственно, и начинается обучение в музыкальных школах при игре абсолютно на любом инструменте или при занятиях вокалом. Она тесно связана с такими специфичными предметами, как сольфеджио и гармония, которые дают о музыке более широкое представление. Сама же нотная грамота для начинающих включает несколько основных аспектов. Это понимание нотного стана, звукоряда, длительностей нот и пауз, принципов построения гамм, трезвучий и аккордов, использования ключевых знаков и особенностей исполнения.

Нотоносец и позиции нот

Первое понятие, которое должен усвоить каждый начинающий музыкант, это нотный стан, его иногда еще называют нотоносцем. Это 5 горизонтальных линеек, на или между которыми располагаются ноты и знаки альтерации.

нотная грамота для начинающих

Тут нужно заметить, что система записи нот для некоторых инструментов может отличаться. Так, например, нотная грамота для фортепиано в расположении нот на линейках нотного стана отличается от аналогичного процесса, скажем, для гитары, где происходит смещение на одну октаву.

нотная грамота для фортепиано

Ноты располагаются на основных линейках или между ними, а также на нижних и верхних добавочных линейках. Если говорить об основном нотном стане, на нем можно расположить ноты от «ре» первой октавы до «соль» второй октавы. Для нот с тонами выше и ниже и используются добавочные линейки.

Нотные ключи

Для указания диапазона, в котором происходит исполнение нотной партии, нотная грамота использует специальные ключи: скрипичный и басовый. Несмотря на одинаковое расположение на нотном стане, играются разные ноты.

Что касается звукоряда, нотная грамота для начинающих трактует такое понятие, как последовательность звуков, следующих один за другим. Простейшим звукорядом можно назвать последовательность «до, ре, ми, фа, соль, ля, си» (латинское обозначение C, D, E, F, G, A, H и отдельно «си-бемоль» B). Эти семь нот и являются теми "кирпичиками", из которых строится все музыкальное произведение.

обучение нотной грамоте

При всем этом нужно знать позиции нот не только на линейках нотного стана, но и на самом инструменте. Например, нотная грамота для фортепиано подразумевает клавиатуру, для гитары – лады грифа и струны.

Длительности нот

Также необходимо знать длительности нот. По сути, длительность ноты - это, так сказать, время ее звучания. Ноты бывают целыми, половинными, четверными, восьмыми, шестнадцатыми и т. д.

изучение нотной грамоты

Как видно из этого примера, здесь имеется кратность двум как минимум. Иными словами, целая нота по длительности в такте равна двум половинным, четырем четвертным, восьми восьмым и т. д., равно как и одна четвертная нота равна двум восьмым или четырем шестнадцатым.

Размеры

Еще нотная грамота подразумевает использование размеров, которые указывают максимально возможное содержание нот в одном такте. В стандартных размерностях можно выделить следующие: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 и т. д. Существуют и более сложные размерности типа 12/4, 12/8, 5/4, 5/8, 7/8, 9/8 и другие. Обучение нотной грамоте предполагает изучение этих понятий только после понимания азов.

Темп

В этом понятии регулируется скорость исполнения. Различают медленные, умеренные и быстрые темпы. Медленные: «анданте», «состенуто», «граве», «адажио», «ленто», «ларго». Умеренные: «модерато», «анданте». Быстрые: «аллегро», «аллегретто», «виво», «виваче», «престо».

Основные ступени при построении гаммы

Гаммы являются одной из основ нотной грамоты. При их построении нужно учитывать не только нотный ряд, ключевые знаки повышения или понижения тона определенных нот (диезы и бемоли) или знак отмены таких действий (бекар), но и ступени гаммы (устойчивые, неустойчивые, основные). Неустойчивыми называют ступени, стремящиеся к разрешению вверх или вниз. К примеру, в гамме «до мажор» к устойчивым ступеням относятся «до», «ми», «соль» (1-я, 3-я, 5-я ступени), а к неустойчивым – «ре», «фа», «ля» и «си» (2-я, 4-я, 6-я и 7-я ступени). Такая последовательность характерна абсолютно для всех гамм.

Интервалы

На каждой ступени строятся интервалы. Основными по возрастанию являются такие интервалы и их обозначения (стандартные): прима (только чистая – ч1), секунда (малая и большая – б2 и м2), терция (малая и большая – м3 и б3) кварта (только чистая – ч4), квинта (только чистая – ч5), секста (малая и большая – м6 и б6), септима (малая и большая – м7 и б7) и октава (только чистая – ч8).

Существуют еще увеличенные и уменьшенные интервалы, характерные интервалы и т. д. На основе интервалов строятся трезвучия и аккорды. Как уже понятно, трезвучие содержит три ноты, а аккорд – четыре.

Знаки

нотная грамота

Изучение нотной грамоты предполагает заучивание знаков альтерации. Основными считаются следующие: «диез» – повышение звучания на полтона, «бемоль» – на полтона ниже, «бекар» – отмена повышения или повышения на полтона, «дубль-диез»/«дубль-бемоль» – соответственно, повышение и понижение на один тон.

Громкость исполнения

Что касается громкости исполнения нот, последовательностей, трезвучий и аккордов, нотная грамота применяет специальные средства. Среди них различают и оттенки. К знакам относятся такие понятия, как «форте» (громко), «меццо-форте» (умеренно громко), «фортиссимо» (очень громко), «сфорцандо» (резкое усиление громкости, акцент). По аналогии: «пиано» (тихо), «меццо-пиано», «пианиссимо» и т. д.

К основным оттенкам можно отнести «легато» (плавное исполнение, неотрывное исполнение, когда один звук словно перетекает в другой), «стаккато» (резкое отрывистое исполнение), «синкопа» (задержка перед звучанием), «мордент» (последовательность нот вокруг одной основной) и т. п.

Заключение

Выше описаны только минимальные основы нотной грамоты. Для понимания построения музыкального произведения в более широком аспекте, естественно, нужно изучать специализированные предметы типа сольфеджио или гармонии. А они преподаются в музыкальных школах, музучилищах и консерваториях.