Боги огня в мифологии

Огонь - одна из древнейших стихий, покорившая воображение человека своей загадочностью, силой и могуществом. Восхищение и упоение пламенем было настолько всеобъемлющим, что в античные времена появился культ целого ряда духов, достойных поклонения древних людей. Повелители разрушительной и спасительной стихии и по сей день гордо значатся как боги огня в мифологии и космологии многих народов.

Боги огня

Многоликий вестник богов. Что в имени твоем?

Всматриваясь в языки пламени, наши предки улавливали магнетизм и энергию огненной стихии и постепенно отождествляли ее проявления с действием потусторонних сил. Человек стремился не только персонифицировать символы, недоступные пониманию, но и дать им название. Так получили наименование и боги огня. Имена, придуманные разными народами, были совершенно различны как в произношении, так и образе, который создавался в сознании древних людей. Рассмотрим каждого из божеств в отдельности.

Воплощение Солнца на Земле: Агни

боги огня имена

В Древней Индии существовала религия, базирующаяся на священных книгах - Ведах, согласно которым человек должен был поклоняться природе во всех ее проявлениях. При этом самым чтимым был бог солнца и света, Сурья, и его земной прообраз - ведический бог огня, Агни. Почетом и уважением пропитано имя этого духа. Юному и могучему защитнику всего народа были посвящены многочисленные гимны, число которых уступает лишь хвалебным песням во славу Индре, богу-громовержцу. Подобная привязанность и любовь объяснялась прежде всего верой людей в то, что Агни денно и нощно стоит на страже их спокойствия, охраняя от коварных повелителей ночи и ратуя за достаток пищи и материальных благ в доме каждого.

Этот бог покровительствовал домашнему очагу, даровал очищение и священный огонь для ритуалов жертвоприношения, которые были призваны задобрить остальных божеств. Он уничтожал все злое и считался самым сострадательным из всего пантеона ведической религии. Агни была отведена важная роль посредника между людьми и богами, между небом и землей, роль благосклонного к простым смертным вестника, готового порой разъяриться и истребить близлежащие леса в очередном эмоциональном порыве.

Коварство и обман за красивой личиной. Локи

ведический бог огня

Образ красавца Локи с огненно-рыжими волосами в скандинавской мифологии как нельзя лучше подходил под категорию "боги огня" и был неразрывно связан с негативными, низменными качествами человека. Изначально повелитель пламени был вполне безобидным духом, символом дома и зарождающейся жизни, но постепенно восприятие людей кардинально изменилось. Впоследствии можно даже обнаружить у Локи некоторые черты Люцифера, такие как обман, зло, зависть и неизмеримое желание искушать человека, подвергая проверкам на прочность его ценности и жизненные установки.

Изворотливость и хитрость Локи выражается в его способности менять свое обличье. Именно по этой причине другие божества всегда берут двуличного духа с собой, но каким окажется исход их очередной совместной забавы - решать лишь повелителю огненной стихии. Локи, ко всему прочему, остер на язык и привык говорить то, что думает, в присущих ему язвительных выражениях, за что получает наказание от других бессмертных. Несмотря на то, что в честь Локи не строили храмов, а его имя было окутано пеленой страха, именно он даровал человеку способность чувствовать и двигаться, сыграв важную роль во время создания первых людей.

Дивный искусник кузнечной мастерской. Гефест

Согласно древнегреческой мифологии, во всей Элладе, окруженной семью морями, нельзя было найти более искусного и талантливого мастера, чем Гефест, бог огня и кузнечного ремесла. Гефест с рождения был хромым и слабым. Его мать, Гера, жена бога-громовержца Зевса была разгневана, впервые увидев младенца с явными физическими недостатками, и сбросила дитя с Олимпа. Над ребенком сжалились морские богини и вырастили чудесного богатыря с крепкими и сильными руками, который ковал изысканные украшения из серебра и золота. Отомстив матери за содеянное, он получил в жены красавицу Афродиту, богиню любви, и воздвиг всем бессмертным величественные дворцы из драгоценных металлов. По легенде, большую часть своего времени Гефест проводит в кузнице, где с помощью циклопов создает несокрушимое вооружение и доспехи для Афины, Зевса и Ахиллеса, чудесные украшения для богинь и кубки для пиршеств богов.

 бог огня в римской мифологии

Время разрушать и время созидать. Вулкан

Вулкан, бог огня в римской мифологии, полностью соответствовал Гефесту из Эллады, с небольшими отличительными особенностями. Хромота на обе ноги была дарована Вулкану не от природы, а в результате ярости отца, Юпитера, который в бурном всплеске эмоций скинул нерадивого сына с небес. Этот повелитель пламени, как и другие боги огня, был мастером в кузнечном деле и с успехом ковал молнии для своего вспыльчивого родителя, а также доспехи и оружие для остальных богов в недрах вулкана Этна в Сицилии, где ему помогали золотые женщины и циклопы. В отличие от других богов огня, Вулкану приписывались оккультные способности, благодаря которым он мог отсрочить грядущее на ближайший десяток лет. Кроме того, бог огня в римской мифологии вошел в историю благодаря одноименному празднику Вулканалию (23 августа), во время которого он восхвалялся как защитник от возможных пожаров, покровитель ремесленников и ювелиров.

боги огня в мифологии

Небесный вседержитель и источник огня. Сварог

В славянской мифологии существовало несколько богов огня. Одним из них был Сварог - создатель всего сущего на небе и земной тверди, постоянный источник огненной стихии и ее повелитель. Бог огня у славян, в отличие от Вулкана в римской мифологии, не имеет ничего общего с магией. Напротив, он создает мир исключительно руками. Именно он в последствии передает людям священный огонь и дает им все необходимые инструменты для возделывания полей, оружие для защиты земель и кубки для того, чтобы народ не знал недостатка в питье и еде. Славяне почитали Сварога еще и как бога домашнего очага, семьи и кузнечного ремесла. Сходство с древнегреческим и римским богами огня удивительно: Сварог проводит много времени в кузнице на небесах и пытается приобщить людей к плавлению металлов, одновременно играя роль творца мира и законодателя основных устоев древнего общества. Считалось, что у идола Сварогу, обитого медью или железом, должен всегда гореть огонь. В день посвященный ему (14 ноября) к капищу следовало приносить сырники или другое блюдо из творога.

бог огня и кузнечного ремесла

Покровитель светил и защитник посевов. Семаргл

Как славянский бог огня был известен и сын Сварога, Семаргл (Огнебог). По своему желанию Семаргл мог обращаться в крылатого пса. В его образе можно проследить параллель с ведическим богом Агни, поскольку Огнебог играет роль вестника между миром земным и поднебесным. Дни празднования и возвеличивания Семаргла традиционно длились в период с 14 по 21 ноября, когда в календаре славянских народов описывалось наибольшее количество примет о пламени и кострах. Бог огня у славян тесно связан с ролью хранителя посевов, небесных светил (луны и солнца), мира на земле и чувств, в особенности любви между мужчиной и женщиной.

Семаргл

Ипостаси пламени. Кара или манна небесная?

Из представлений народов о божествах огненной стихии можно сделать вывод о многогранности трактовок символов и проявлений огня. В этой подвижной и полной энергии сущности сокрыты как положительные, так и отрицательные ассоциации самосознания людей. Огонь непредсказуем, его природа двойственна: он может даровать спасение, свободу и богатство, а в следующий миг лицемерно отобрать жизнь, обнажив свою худшую сторону. В пламени люди воплощали свое понимание добра и зла. Одни склонны были видеть скорее хорошее, чем плохое; другие не могли оправиться от печального опыта, глубоким пятном засевшего в истории народа. Объединяя обе точки зрения с древнейших времен и сопоставляя образы, возникающие в виде персонифицированного явления природы, можно понять, что огонь всегда останется до конца неподвластной человеку стихией, олицетворяющей одновременно борьбу и единство противоположностей.