Славянская богиня Веста - символ обновления

0
0

Богиня Веста является действующим лицом в мифах разных народов – у древних славян, греков и римлян. Но функции и культы богини не всегда совпадали, хотя проведение некоторых параллелей все-таки возможно. Это, например, связь ее с женским началом, с теплом, огнем. Подробнее об этом, и о том, как называют жриц богини Весты, читайте далее.

Предвестница весны

Веста- предвестница весны

У славянских народов эта богиня тесно связана с весной, с обновлением природы и началом новой жизни. А также она ассоциировалась с мудростью и добрыми вестями, так как весть о скором приходе весны была в числе самых лучших и долгожданных. Поэтому считается, что происхождение имени богини Весты у славян связано со словом «весть», то есть известие.

При ее описании использовалась масса прекрасных поэтических эпитетов, например:

  • Хранительница древней мудрости богов.
  • Покровительница обновления мира.
  • Добрая весенняя богиня.
  • Управительница пробуждения природы.

Старшая сестра

Веста была тесно связана с другой славянской богиней, Мареной, символизирующей противоположное начало – зиму, тишину, покой. Ее она сменяла в круговороте времен года, принося людям обретение мудрости, которые передавали им предки, сообщая о том, что после зимнего покоя возрождается природа, тепло, приходит пора тепла, солнца, урожая, плодородия земли.

Марена была старшей сестрой Весты и названной сестрой верховного бога Перуна. Она покровительствовала ночи, Сну природы, потустороннему миру. Марена сопровождала умерших в загробную жизнь, успокаивая их и напутствуя.

День богини Весты

Веста связана с огнем

Этот день праздновался с большим размахом. Его отмечали в марте, во время дня весеннего равноденствия – астрономического явления, во время которого центральная точка солнечного диска переходит через небесный экватор. В Северном полушарии это случается в марте, 20 числа, в тот момент, когда солнце совершает переход от Южного полушария к Северному.

Силу Весты связывали со стихией огня, но не сжигающего, уничтожающего все вокруг, а оживляющего, согревающего мир. Считалось, что, обогнув дом восемь раз, можно пригласить богиню в свое жилище, чтобы она даровала счастье и удачу.

Народные гуляния

Празднование прихода весны

Повсюду устраивались всенародные гуляния, в обязательном порядке выпекались блины, которые символизировали Ярило-Солнце. А также баранки, куличи, бублики с маком, пряники, изображающие жаворонков, – все это считалось воплощением земли, пробуждающейся от зимнего сна.

При этом водились хороводы и пелись величальные песни богине Весте. В них говорилось о том, что она на землю пришла и вновь жизнь принесла, запалила яркий огонь, растопила зимние снега, напоила землю живой силой, разбудив ото сна Марены. И теперь Мать-земля даст полям жизнь и родящую силу, отборное зерно и богатый урожай.

Женский день

Веста связана с плодородием

Еще этот день у славян считался женским, мужчины поздравляли женщин и девушек, балуя их щедрыми подарками. Существовало поверье, согласно которому женщины, умывающиеся в этот день талой водой, считающейся подарком Весты, станут вечно молодыми и красивыми, как и сама богиня.

Также считалось, что каждый участник праздника получает в этот день послание от предков, а также часть божественной мудрости, чтобы начать жить по-новому, поддерживать род, уважать семью, почитать родителей, любить детей, иметь чистые помыслы.

Переход в проводы Марены

Непосредственно за днем богини Весты следовал другой праздник, который являлся логическим продолжением первого. Это проводы Марены, богини зимы, в ее ледяное царство, находящееся на Севере. В это день зажигался большой костер, в который каждый из присутствующих на празднике клал предварительно изготовленную небольшую куклу из соломы. При этом на нее делался наговор – произносились пожелания радости, счастья, доброго урожая.

В огонь также клали блины и зерновые (пшеницу, овес, просо), для того чтобы обильно родился хлеб и произрастал корм для домашних животных. После того как куклы и зерно были сожжены, пепел развеивали над полями, садами и огородами, опять же для улучшения плодородия земли.

Во время народных гуляний люди прыгали уже через другой костер, считая, что при этом они очищают и тело, и душу.

Таким образом, оба этих праздника являются сторонами единого действа, гармонично переходя из одного в другой. То есть сначала встречается одна богиня, а затем провожается вторая. В этой встрече двух сестер выражается символ Равноденствия, а после ухода Марены день сразу становится длиннее ночи. В оба этих праздника строго запрещалось употребление хмельных напитков и бранных слов.

У римлян

Римская весталка

Богиня Рима Веста является хранительницей домашнего очага. В этом городе существовал посвященный ей храм. Жрицы богини Весты назывались весталками. Их выбирали среди девочек в возрасте от шести до десяти лет, относящихся к представительницам знатного рода. В продолжение 30 лет они были обязаны оставаться девственницами, а в случае невыполнения этого правила их ждало жестокое наказание, например, их могли замуровать живьем.

Весталки должны были поддерживать в храме огонь, что являлось символом надежности и стабильности. Если огонь вдруг затухал, то это было очень плохим знаком. При этом существовала ситуация, в которой огонь тушили специально один раз в году. Это происходило в первый новогодний день. После этого его вновь зажигали путем трения одного дерева о другое. Вновь добытый огонь передавался в другие части Римской империи.

Палладий и регия

Позже богиню Весту стали отождествлять с земным шаром, который изнутри наполнен огнем и неподвижно висит в космическом пространстве. Еще ее ассоциировали с огнем, как самым чистым элементом. Культ Весты восходил к древним индоевропейским традициям и был исконным для Рима. Он имел тесную связь с городскими святынями, такими как палладий и регия.

Палладий – это, по сути, изготовленный из дерева идол, изображающий Палладу, отождествляемую с греческой богиней Афиной. В римской мифологии ее аналогом являлась Минерва. Римский палладий, по одной из легенд, был привезен из Трои Энеем. Палладий упал с неба в ответ на молитвы основателя Трои Дардана.

Согласно прорицанию, сделанному сыном царя Трои Приама Геленом, город не мог быть завоеван, пока статуя находилась в нем. Позже она была похищена. Как залог могущества Рима, палладий хранился в храме Весты.

Регия – это здание в Древнем Риме, которое располагалось на римском форуме. Как сообщают античные источники, она являлась резиденцией или же присутственным местом царей, а позже – верховного понтифика. Это здание располагалось у подножия Палатинского холма, напротив храма Весты и Дома Весталок.

Что касается частных домов, то в них Весте был посвящен вход в них, называемый вестибулом.

Взаимосвязанные культы

Римская Веста

Культ Весты был очень тесно связан с культом Пенатов. В римской мифологии это боги, являвшиеся хранителями и покровителями домашнего очага, а позднее и всего народа Рима. Обычно семья имела двух Пенатов. Их изготавливали из камня, глины или дерева и ставили в шкафчик, находившийся около очага, где собиралась вся семья.

На государственном уровне культом Пенатов, представляющих благополучие общества, заведовал верховный жрец. Он приносил им жертвы в храме богини Весты. Оба этих культа являлись взаимосвязанными не только у латинов, но и у всех обитателей Апеннинского полуострова – италиков. У каждого города имелась своя Веста и свои Пенаты.

Вступая в должность, магистраты обязательно приносили жертвы – как Пенатам, так и Весте. Последнюю обычно изображали с лицом, закрытым покрывалом, с чашей и факелом в руках, а также со скипетром и палладием. В древнегреческой мифологии также есть богиня семейного очага, аналогичная Весте, которую называли Гестией.