Контркультура - это... Примеры контркультуры

В современной социологии и культурологии понятие контркультуры употребляется в двух смыслах. Во-первых, оно используется для обозначения различных социально-культурных установок. Речь идет о тех, которые противостоят фундаментальным принципам, господствующим в данной культуре. Во-вторых, контркультура - это понятие, которое отождествляется с молодежной субкультурой Запада 60-х годов. Она отразила критическое отношение к нормам современности и отвергла их.

Изучается также контркультура в философии. Это понятие, которое так или иначе исследуется во многих отраслях гуманитарной науки (например, в психологии). Все эти исследования важны для более глубокого ее понимания. Каждая из отраслей знания представляет свой угол зрения, свое видение. Различные исследователи по-разному заканчивают предложение: "Контркультура - это...". В социологии она изучается наиболее подробно.

Молодежные субкультуры

культура и контркультура

Существуют различные виды субкультур и их разновидностей - контркультур. Последние являются составной частью первых. Например, молодежная контркультура - это общее обозначение определенных групп молодежи, разнородных по политической и идейной ориентации своих взглядов, которые противопоставляют себя официальным ценностям. Данный протест в субкультуре может принимать различные формы, как экстремистские, так и пассивные. Общедемократические цели зачастую сочетаются у молодежи с "левацким" радикализмом, анархизмом. А "неприобретательский" стиль жизни проникнут религиозными поисками, технофобией, нигилизмом.

Возникновение понятия "контркультура"

В западной литературе в 1960 году появилось понятие "контркультура". Оно отражало сначала либеральную оценку ранних битников и хиппи. Само слово принадлежит Теодору Роззаку (на фото ниже) - американскому социологу, попытавшемуся объединить в своих трудах различные духовные влияния, которые направлены против господствующих ценностей и норм общества, в отдельный феномен, относительно целостный, - контркультуру. Сегодня термин "контркультура" - это понятие, употребляющееся для обозначения противостоящих основам "базовой" культуры установок.

контркультура это

Актуальность вопроса о контркультуре

Вопрос о ней удерживает внимание современных ученых благодаря тому, что идеалы и ценности, которые родились в 60-е годы на гребне антибуржуазных выступлений, парадоксальным образом не растворились в мировосприятии последующих поколений. После своего пика сами молодежные движения пошли вскоре на убыль. Стал утрачивать постепенно массово-социальную опору леворадикальный тип сознания. Обо всех этих явлениях мы подробно расскажем чуть ниже. Контркультура приобрела в результате неожиданные модификации. Тем не менее жизненные ориентации, которые были приобретены в процессе борьбы с истеблишментом, все-таки не исчезли. Они остались в современной культуре Запада.

Значение контркультуры

Выступив против державных установок, молодые бунтари противопоставили свои собственные ценности. С одной стороны, можно говорить о том, что эти новые ориентации растворились в господствующей культуре. Но сама она, с другой, вобрала в себя много новых компонентов и поэтому предстала во многом в ином свете. Поэтому культура и контркультура взаимосвязаны.

Субкультура и господствующая культура

Самые разные факторы влияют на развитие культуры. Некоторые зоны ее отражают демографические или социальные особенности ее развития. Специфические культурные феномены рождаются внутри различных групп общества. Они закрепляются постепенно в особых чертах языка, поведения, сознания людей. Характеристика особой ментальности как настроенности тех или иных групп родилась как раз по отношению к явлениям субкультуры.

Люди своеобразно реагируют на жизненные впечатления. По специфическим лекалам выстраивается их поведение. Это своеобразный сплав рассудочности, здравого смысла, ценностного отношения, практики и стихийного самосознания - нередко парадоксальный сплав. В известной мере субкультура закрыта, автономна. Она не претендует на то, чтобы заместить господствующую культуру, не стремится вытеснить ее. В отличие от нее контркультура - это движение, резко ей противопоставленное и являющееся прямым вызовом.

Механизмы появления контркультурных тенденций

Разными механизмами вызывается появление контркультурных тенденций. Во-первых, они возникают там, где реалиям нового времени уже не полностью соответствует господствующая культура. Поэтому они появляются как утверждение новых форм, отрицание устаревших. Во-вторых, потребность в самоутверждении является одним из движущих механизмов формирования в обществе контркультурных тенденций. Ведь для того, чтобы самоутвердиться в господствующей, требуется пройти множество сложных, длительных ступеней, выдержать на своем пути жесткую конкуренцию.

К примеру, для того чтобы завоевать в исполнении симфонической музыки минимальную репутацию, ею нужно заниматься с ранних лет, положить во имя искусства всю свою жизнь. Для этого следует получить солидное образование, иметь большие природные способности и т.д. Этого требует культура.

И контркультура выдвигает свои требования. Но она берет за основу отрицание господствующей. Господствующая культура объявляется хламом, чепухой. Образование в результате этого лишь мешает продвижению в данном направлении. Чтобы быть первым здесь, нужно быть первым среди тех, кто предлагает новые формы, попасть в струю настроений некоторой социальной группы. Именно молодежь поэтому выступает носителем контркультурных тенденций чаще всего. Порой для того, чтобы занять в этой среде видное место, нужно просто активно отрицать господствующую культуру, не предлагая ничего взамен.

контркультура это определение

Преступный мир также довольно часто выступает носителем контркультурных тенденций. Он активно отрицает господствующие общественные установки, бросает им по всем направлениям вызов. Поэтому культура уголовного мира - это пример контркультуры.

Появление битников

Любая культура развивается путем возникновения и обострения противоречий, приводящих к кризису. Не является исключением и буржуазная, господствующая сегодня в западном обществе.

Признаки ее очередного кризиса наметились в 1950 годы. Одним из симптомов было появление контркультурных тенденций, которые опрокидывали ценности и каноны, господствовавшие до этого, и утверждали новые, казавшиеся вызывающими, шокирующими. Манифестом "битников" ("разбитого поколения") в литературе стал роман "На дороге" Джека Керуака (фото представлено ниже). Он воспел жизнь американских бродяг, отбросивших общепринятые нормы поведения и жизненные цели. Элвис Пресли стал революцией в поп-музыке.

субкультура и контркультура это

Возникновение контркультуры

Однако намного большую глубину и масштаб контркультурные тенденции приобрели именно в 1960 годы, когда США буквально бурлили от движения негров в защиту гражданских прав, студенческого движения, движения, протестующего против войны во Вьетнаме. Политический и социальный протест, порой переходивший в открытый бунт, перерастал постепенно в протест культурный.

Поэтому именно в 1960 годы возникло явление, которое получило название "контркультура". Это определение нового социального явления в наиболее развитой форме возникло в элитарных университетах Западной Европы и США. В наиболее последовательной и крайней форме контркультура проявила себя в движении хиппи.

Движение хиппи

контркультура это культура

Вместо господствовавшего в то время культа материального благополучия и денег хиппи выдвинули культ простоты. Вместо ценности конформизма ("будь как все") возникла высокая оценка стремления быть непохожим на других. Хиппи хотели жить, не оглядываясь на окружающих.

Совершенная ими революция ценностей вызвала и революцию в стиле потребления. Бывшие ранее рабочей одеждой в Америке джинсы начали использоваться в качестве повседневной или даже выходной одежды состоятельными студентами. Они гуляли в них по улице, посещали университет, ходили на концерты. В то время это выглядело так же, как сегодня в российском университете валенки и стеганые штаны. Не просто джинсы ценились особенно, а тертые до дыр. Хиппи также ввели моду на ставшие сегодня привычными длинные волосы у мужчин. Из атрибута спальни распущенные женские локоны превратились в выходную прическу. Грубые ботинки солдатского и рабочего типов вошли в употребление. Впервые в истории цивилизации Запада в это же время женщины на всеобщее обозрение обнажили коленки, надев мини-юбки. Доселе редкое ношение брюк девушками, в особенности в общественных местах, стало повсеместным.

Секс, наркотики, рок-н-ролл

доминирующая контркультура это

Употребление наркотиков было противопоставлено трезвости как норме. Именно здесь берет начало эпидемия наркомании, которая захлестнула сначала Запад, а затем и территорию бывшего СССР. Музыка, резавшая старшему поколению слух, вошла в моду. Хиппи попрошайничали, увлекались бродяжничеством. В условиях, когда Америка звала на подвиг молодежь в войне против коммунизма во Вьетнаме, хиппи избрали собственный лозунг: "Занимайтесь любовью, а не войной". "Сексуальная революция" стала элементом контркультуры. Это означало ломку вековых запретов в сексуальных отношениях. С тех самых пор целоваться на улице, ходить в обнимку, вступать в связи вне брака стало атрибутом этой новой субкультуры. Элементы ее в менее вызывающих формах распространились сначала среди студентов элитарных университетов, а затем начали проникать во все американские университеты, правда, в более мягких формах. К концу 1960 годов в результате этого рок, джинсовые костюмы, длинные волосы по всему Западу стали молодежной модой.

Коммерциализация контркультуры

Как очередной виток развития спроса встретил контркультуру бизнес. Он отреагировал выпуском на рынок соответствующих товаров. В пику властям молодежь увлекалась чтением Карла Маркса, Че Гевары, Фаннона (алжирского публициста и революционера). Появились массовые публикации их трудов. Было поставлено на поток производство джинсов. Новые производители, более того, начали предлагать сразу дырявые и тертые джинсы. Рынок был завален грампластинками с музыкой в стиле рок. Массовым предложением множества наркотиков отреагировал теневой рынок.

В конечном итоге в считанные годы была коммерциализирована контркультура. Это определение ее как источника дохода и последующая эксплуатация принесли баснословные прибыли компаниям, отбросившим вовремя культурные и идеологические барьеры. В господствующую культуру были интегрированы элементы контркультуры. Вполне нормальным явлением стал банкир, президент в джинсах.

"Стиляги" в СССР

молодежная контркультура это

В 1950 годы в СССР появились "стиляги". Они практиковали в поведении, в одежде стиль, являвшийся протестом всему господствовавшему, которое навязывалось аскетической идеологией и скудной жизнью. Речь идет о серой одежде, скромном, незаметном поведении, схожести с другими. Стиляги предпочитали носить яркие клетчатые пиджаки и рубахи, галстуки с немыслимыми обезьянами, пальмами. Они начесывали огромные чубы, танцевали буги-вуги, слушали "не нашу" музыку. Явление это воспринималось как прямой вызов культуре СССР. Поэтому нещадно боролись со стилягами. Их вылавливали комсомольские оперотряды, иногда поколачивая. По объему и частоте карикатуры на них в журнале "Крокодил" конкурировали с популярными в то время карикатурами на империалистов.

Это явление так оценивает социолог Л. Ионин с высоты нашего времени. Он говорит, что нам теперь кажется смешным их нарочитый нонконформизм и клоунские одежды. Однако их роль была ролью декабристов того времени. Стиляги, подобно им, разбудили общество. Стиль их стал вызовом советской серости, а затем и всей советской идеологии и жизни. Можно назвать представителей этого движения первыми диссидентами. Л. Ионин отмечает, что их стиль - попытка революции "снизу".

Трансформация контркультуры Запада в СССР

В СССР произошла трансформация контркультуры Запада 1960 годов. Вскоре сюда проникла ее мода: сперва в столицу, а потом и в провинцию. В СССР уже в конце 1960 годов стали модными и рок-музыка, и джинсы, и длинные волосы. Сохранив свою исходную форму, контркультура, однако, утратила исходное содержание. На Западе она была вызовом буржуазной культуре, а в СССР - социалистической. Советские власти считали ее "буржуазным" влиянием и всячески с ней боролись. Это усиливало еще больше ее привлекательность и контркультурный характер. До второй половины 1980 годов велась эта борьба. Лишь с конца 80-х началась в СССР коммерциализация атрибутов данной культуры.

В СССР контркультура, будучи вызовом потребительству изначально, стала его наиболее ярким символом. В Америке джинсы олицетворяли собой отрицание культа денег, богатства. Наоборот было в СССР. Они изначально являлись символом высокого достатка. Таким образом, иначе, чем в одних, может проявлять себя в других странах контркультура. Это примеры, которые можно продолжить, рассмотрев опыт других государств.

Контркультуры после хиппи и "стиляг"

С 1960 годов такого крупномасштабного и комплексного подъема контркультуры не было как на Западе, так и в нашей стране. То и дело ее тенденции проявляются то в музыке, то в одежде, то в целом в образе жизни. Однако носят они несистемный характер, своим влиянием захватывая ограниченный круг людей.

В 1980-1990 годы одним из самых заметных и устойчивых течений контркультуры стали панки. Они предложили миру собственный вызывающий стиль музыки и одежды. Их раскрашенные в яркие цвета ирокезы, несуразная одежда сегодня встречаются на улицах множества городов мира. Однако явление это очень ограниченное. Оно концентрируется главным образом, там, где собираются туристы.

Вот что такое "контркультура". В организации этого движения - свои особенности, в зависимости от общественной ситуации и ряда других факторов. Все это более глубоко исследуют социологи.

Теперь, надеемся, вы понимаете разницу между понятиями "культура", "субкультура" и "контркультура". Это явления в жизни общества, которые следует различать. Резюмируя сказанное в данной статье, отметим следующее. Контркультура - это культура, ценности и нормы которой противостоят господствующим в обществе. Она включается в более широкое понятие "субкультуры". В него входят движения, которые не обязательно противостоят господствующим нормам и ценностям, но отличаются от них. Доминирующая контркультура - это парадокс. Когда ее сторонниками становится большинство членов общества, культура превращается в господствующую и прекращает быть контркультурой. Не стоит путать эти понятия.