Образ Пугачева в повести "Капитанская дочка" Пушкина

«Капитанская дочка» - венец прозы А. С. Пушкина. Это последнее законченное произведение писателя. Пушкин стремится воссоздать «истину историческую». Это в свое время родило такие шедевры, как «Борис Годунов», «Полтава» или «Арап Петра Великого». Однако повесть «Капитанская дочка» - это совершенно иной уровень.

"Капитанская дочка" - образец исторической прозы А. С. Пушкина

Резко усилившиеся крестьянские восстания не оставили Пушкина в стороне – так и родилась идея написать произведение, реагирующее на острую социальную проблему того времени. Изначально Пушкин хотел реализовать тему крестьянского бунта в «Истории села Горюхина», особое место занимает она в «Дубровском». Но полного раскрытия достигла в «Капитанской дочке». образ емельяна пугачева в повести капитанская дочка

Что отличает эту повесть от остальных исторических произведений Пушкина? Дело в том, что предыдущие творения писателя основывались на уже имеющихся исторических трудах. При написании же повести о Пугачевском восстании Пушкин соединяет в себе блестящего художника-прозаика и добросовестного исследователя-историка. Писатель не просто работает с архивными документами, изучает их – он едет по местам, которые планирует изображать в повести. Пушкин посещает Поволжье и Оренбургские степи, знакомится с природными условиями, особенностями быта людей, посещает поля сражений, разговаривает с живыми очевидцами, знакомится с преданиями о Пугачеве. Итогом этой кропотливой работы является научный труд писателя «История Пугачева» (по требованию цензуры название поменялось на «Историю Пугачевского бунта»). Работа над «Капитанской дочкой» начинается после публикации. Наверное, поэтому у Пушкина получился столь многоплановый бунтарский образ. Емельян Пугачев в повести «Капитанская дочка» - не резко отрицательный персонаж, каким его пытались изобразить до Пушкина.

Пугачев: каким он был показан до Пушкина

В литературной традиции до Пушкина Пугачев показывался с резко негативной стороны. Возьмем, например, стихи Сумарокова, где бунтарь предстает настоящим исчадием зла, «бешеным псом», «извергом естества». В этих эпитетах отразился испуг и всепоглощающая ненависть дворян-крепостников к предводителю крестьянского бунта. Именно поэтому многими критиками не был принят образ Пугачева, показанный Пушкиным в «Истории Пугачевского бунта». Он или не был принят вообще, либо же писателя осуждали за отсутствие в нем неких байроновских традиций: речь шла о том, что образ Пугачева недостаточно романтизирован и приподнят. Но задачей Пушкина, как мы помним, была «истина историческая», поэтому этот персонаж не имеет резко негативной окраски и не идеализирован. Если говорить о сочинении «Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» - план будет сводиться к анализу эпизодов, где он появляется в произведении.

Композиционные особенности раскрытия образа Пугачева

Интересна композиция повести. Рассказ ведет находящийся в преклонных годах Петр Андреевич Гринев. Он описывает события 1772-1774 годов, в которых принимал участие, будучи 17-летним юношей. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» показывается эпизодически через четыре встречи с Петрушей Гриневым. Но каждый эпизод глубинно раскрывает читателю предводителя бунта таким образом, что он становится вторым основным героем. образ пугачева в повести капитанская дочка планОбраз Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» выявляется и через знание им народных песен и легенд (вспомним бурлацкую песню, которую поет он, или знаменитую народную сказку об орле и вороне).

Пугачева, народного вождя, образ народного идеала справедливого правителя Пушкин противопоставляет бездарным царским генералам (вспомним военные советы в Оренбурге и Белгородской крепости).

Встреча 1: заячий тулупчик

Итак, как мы уже сказали выше, образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» показан через встречи его с другим героем, Гриневым. Первая встреча персонажей происходит в буран. Петр и Савельич (его воспитатель с детства) заблудились. На счастье, им встречается человек, который выводит к постоялому двору. Примечательно, что при первой встрече мы не знаем, что это Пугачев. Получается, что читатель смотрит на него со стороны, видит в естественной обстановке. Что же подмечает Петруша? Гринева поражают «сметливость его и тонкость ума». Дорогу к постоялому двору вожатый (Пугачев) находит по звездам и запаху дыма. Также читателю в глаза бросается крепкое здоровье Пугачева: в лютый мороз он идет по заснеженной степи в тонком армячишке. пугачев образ капитанская дочка

В благодарность от Петруши Пугачев получает стакан вина, полтину на водку и заячий тулупчик. «Ввек не забуду» - говорит Емельян и остается верен своим словам до конца повести.

Нельзя не обратить внимание на отличное владение Пугачева иносказательным языком, знанием народных поговорок. Так завуалировано он общается с хозяином постоялого двора о формировании войска яицких казаков для участия в крестьянской войне 1772 года.

Встреча 2: "Казнить так казнить, миловать так миловать"

Вторая встреча героев происходит после взятия бунтовщиками Белгородской крепости. Тут перед читателем предстает совершенно другой Пугачев. Он въезжает в крепость на коне, в ярком кафтане. Объявив себя императором, он требует подчинения и присяги. Тех, кто ослушается – убивает без жалости. образ пугачева в повести пушкина капитанская дочкаЭта же судьба ждет и Петра Гринева. Но что же мы видим? Пугачев милует Петрушу, этим нарушив свой принцип. Чтобы не упасть в глазах окружающих, бунтарь идет на хитрость, проявляет доброту и деликатность. Он оправдывает отказавшегося присягнуть Петрушу тем, что «его благородие одурел от милости». Пугачев прекрасно понимает, что Петруша никогда ему не присягнет и все равно будет воевать против. Тем не менее отпускает его, дав в придачу лошадь, шубу и полтину денег.

Мы узнаем от яицких казаков, какой он – Пугачев. Опять же подчеркивается его здоровье: хороший аппетит и слишком горячая парная.

На военном совете образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» раскрывается с новой стороны: со своими казаками он ведет себя, как равный, ему «не оказывали никакого особого предпочтения».

Встреча 3: "Кто смеет обижать сироту"

Третья встреча происходит после второго пленения Петра Гринева. Здесь еще глубже раскрывается Пугачев (образ). Капитанская дочка, Маша, оставшись сиротой, заточена в Белогорской крепости. Петр едет туда, чтобы защитить ее. Он объясняет эти обстоятельства Пугачеву. На что Емельян негодует, с засверкавшими глазами от гнева он требует назвать обидчика. «Он узнает, каково у меня своевольничать и обижать народ» - говорит Пугачев. Соратники Емельяна требуют повесить Петрушу, но Пугачев в очередной раз отпускает его, «помня стакан вина и заячий тулуп».

Во время этой же встречи Пугачев рассказывает Гриневу старинную калмыцкую сказку об орле и вороне. Суть ее в том, что миг свободной яркой жизни гораздо лучше жалкого существования. Сказка становится пророческой, равно как и бурлацкая песня, которую Емельян поет со своими соратниками. Примечательно, что эту же песню поет и караульщик из отряда Дубровского в одноименной повести.

Встреча 4: казнь

Последняя, четвертая встреча Самозванца Емельяна и Гринева происходит на последних страницах повести. Петр находится среди очевидцев на казни Пугачева. В последнем взгляде Емельяна на Гринева нет ни капли жалости, просьбы сострадания и сочувствия, наоборот, Пугачев дерзок и горд. образ пугачева в повести Капитанская дочкаНе случайно таким показан образ Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка», вернее, его отрубленная окровавленная голова. Этим писатель хотел показать, что Емельян-бунтарь – далеко не романтический герой: он настоящий.

Основные выводы

Делая основные выводы, скажем, что образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» неоднозначен.

образ емельян пугачев в повести капитанская дочка

Он показан во всей своей социально-исторической реальности: с одной стороны, он не терпит жалости к своим классовым врагам, но с другой – справедлив (вступается за слабых и обездоленных), умеет помнить и ценить добро (его отношение к Гриневу).

Именно таким Пугачев остался в памяти народа. Пушкин подчеркивает смелость и смышленость Пугачева – качества, которые сам ценил в русском народе, считал уникальными.