Князь Мышкин: характеристика литературного героя

0
0

Князь Мышкин – герой, известный всем по роману Федора Михайловича Достоевского «Идиот», а также по многочисленным экранизациям, снятым по произведению, и по спектаклям, поставленным по нему же. Чем же так исключителен этот роман и его главный герой?

князь мышкин достоевский

Что Достоевский задумал

Роман не сразу и нелегко давался писателю. А потом был неоднозначно принят читателями его современности. У Федора Михайловича был художественный талант предсказателя. И он одним из первых смог многие вещи увидеть, описать, предупредить людей. Но, увы, его предупреждения не заметили.

В августе 1867 года Федор Михайлович пишет своему другу Майкову, что роман есть, но черного на белом еще мало. То есть замысел есть, но пока мало написано. Он появился, еще когда Достоевский писал «Преступление и наказание». Но тот роман, который мы знаем, получился только с третьей попытки. Достоевский взял аванс в 4,5 тысячи рублей в редакции и надеялся закончить произведение к концу 1867 года. Однако этого не получилось.

кто оставил князю мышкину наследство

Достоевский, будучи за границей, пытался оценить состояние русского общества. По газетам он заметил, что участились случаи странных убийств. Например, убийство ювелира миллионером, дело Улицкого. И для Федора Михайловича тема убийства в романе «Идиот» не на последнем месте. Достоевский приходит к ужасному выводу, что русское общество больно. И у него появляются два вопроса: действительно ли сохранил русский народ православие? И готов ли этот народ ко второму пришествию Христа? И тут возникает проблема – можно ли в искусстве изобразить Христа?

князь мышкин идиот

Аллюзии с Евангелием

В литературе можно изобразить Христа только такого, как в Евангелии. Нельзя в его уста вложить ни единого слова, которого там нет, потому что это будет уже Лжехристос. Достоевский это прекрасно понимает, и тогда пытается изобразить положительно прекрасного человека. Это и будет князь Мышкин – идиот скорее в греческом смысле слова, то есть наивный и сердечный человек, мирянин, но и не только.

С первых двух попыток у писателя не получается то, что он хочет. Не выходит еще знакомый нам князь Мышкин. Достоевский пытается из человека гордого, как Раскольников, сделать человека смиренного. Этого не выходит, и тогда в третьей редакции романа автор уже изначально задумывает изобразить человека кроткого, смиренного, такого, каким был Спаситель. С самого начала романа много аллюзий с Евангелием. Много параллелей между ним и главным героем. Даже его имя: князь – значит власть, а фамилия Мышкин – кротость. То, что было у Христа: он и бог, и человек.

Начало повествования происходит в 9 утра. Это третий час, согласно Евангелию от Марка, когда был распят Христос. У Достоевского ни одна деталь не бывает случайной. Значит, начинается распятие Христа или того, кто его олицетворяет.

образ князя мышкина

Образ князя Мышкина Льва Николаевича

Внешне князь напоминает Христа: «… роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками…»; «Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое…». Князь одет в плащ с капюшоном и без гроша в кармане. На ногах какие-то необычные башмаки. Он как будто из другого мира. И каждый персонаж романа видит, что князь Мышкин не от мира сего, он блаженный или, как говорят в простонародье, идиот. Он исполняет все девять заповедей блаженства. И все возлагают ту или иную надежду на некоторую его помощь.

Князь Мышкин приезжает в Петербург

Итак, Лев Николаевич приезжает в Петербург и, поскольку родственников у него в городе нет, он направляется к генералу Епанчину, так как генеральша его дальняя родственница. Достоевский это устраивает, потому что ему нужно показать русское общество в срезе, начиная с верхов. Как известно, рыба гниет с головы. Попадает он в то время, когда генерал Епанчин собирается породниться с Тоцким. Они хотят объединить свои капиталы, делать общее дело. И тема денег и отношения к ним в романе одна из центральных. Генерал собирается выдать замуж за Тоцкого одну из своих дочерей. Но есть одна преграда. У барина Тоцкого на воспитании была одна девочка, он взял ее к себе, когда ей было семь лет, воспитывал в деревне, а когда ей исполнилось 16, превратил ее в свою наложницу. Теперь ему нужно избавиться от Настасьи Филипповны, чтобы жениться на Александре.

откуда князь мышкин узнал о настасье филипповне

Откуда князь Мышкин узнал о Настасье Филипповне и как проходит их знакомство

Еще по пути в Петербург Мышкин в поезде знакомится с Рогожиным. И роман начинается с разговора о Настасье Филипповне. Заканчивается он тоже разговором князя и Рогожина уже об убитой девушке. Композиция произведения закольцована.

Итак, князь Мышкин сначала услышал о Настасье Филипповне, потом у Епанчиных увидел ее портрет. Интересна троекратная оценка им портрета. Сначала он увидел и поразился красоте, затем почувствовал страдание, в третий раз взглянул, и уже выразилось чувство жалости.

Когда Лев Николаевич встречается с девушкой, у них происходит странный разговор, они как будто узнают друг друга, хотя они не могли видеться ранее. Между ними устанавливается особая связь, не столько эмпирическая, сколько метафизическая. Это словно души, которые встречались в раю, а теперь не узнают друг друга, но что-то чувствуют.

Настасья Филипповна грешница, но грешница-мученица, потому что не по своей воле таковою стала. Ее такой сделали, и она не смирилась. Она не сочувствующая миру, как Соня Мармеладова, она гордая и именно поэтому погибла.

Мышкина в романе воспринимают как ребенка. Его душа сохранила детство. И для него важен этот покой в его сердце. Он единственный чистый человек в этом обществе. Общество больно. Для них важны не этические, нравственные понятия, а только благосостояние, жажда наживы и богатства любыми путями. И два относительно чистых человека в романе – это Лев Николаевич и Настасья Филипповна.

Почему Настасью Филипповну не спас Мышкин

Князь хочет спасти Настасью Филипповну. Но он никак не приспособлен к жизни в этом мире и в самом начале романа признается в этом Епанчину. По сути, он младенец, которому еще нужно учиться жить, а тут получается, что нужно бороться за человека. Мышкин блаженный до того времени, пока не решает жениться на Настасье Филипповне. Он осознанно переходит из категории блаженного в другую категорию – в сей мир. Он делает предложение тогда, когда может быть соперником Рогожину. Из романа мы знаем, кто оставил князю Мышкину наследство. Это была его тетя, миллионерша. И теперь Рогожин в финансовом плане уступает Мышкину, но Настасья Филипповна из гордости не принимает жертву, она знает, что князь любит не ее. Она ощущает, что он ее жалеет, и не может принять такую жертву. Он любит Аглаю, а Настасья Филипповна полюбила Мышкина. И вот ее жертва основана не на жалости, а на любви. Она не спасает с ним себя, чтобы не обрекать его на жизнь с нелюбимой женщиной, то есть на страдания.

Достоевский, когда писал роман, замечал, что для него самое главное – финал. Он был задуман уже изначально. И смысл романа раскрывается только в нем. Но концовка романа - не в убийстве Рогожиным Настасьи Филипповны, а в той жертве, которую она не принимает. Вот и ответ на вопрос: почему Лев Николаевич не смог спасти Настасью Филипповну. Его жертва была основана на жалости. Если один человек спасает другого, но его жертва основана не на любви, то спасения не будет. Два побратима, Мышкин и Рогожин, пытаются спасти одну женщину, но не могут. Потому что и сострадание не спасает, и страсть тоже.

князь мышкин

Спас ли кого-нибудь в романе Лев Николаевич

В романе положительность князя Мышкина в том, что он совершенный герой. С первых минут своего появления он удивляет всех, с кем общается, своей искренностью, открытостью, правдивостью и готовностью прийти на помощь. Хоть и желание помочь не всесильно, и исследователи и читатели часто упрекают Мышкина в том, что он никого не спас. Хотя это не совсем так. Мышкин спас швейцарскую девушку Мари. Он восстановил добро в сердцах детей. После встречи с ним меняется Ганя Иволгин, становится другим. И, наконец, у князя появляется верный последователь – Коля Иволгин.

Лев Николаевич Мышкин, конечно, не идеален. Он чувствует угрызения совести за то, что не всегда думает о людях хорошо. Вот, собственно, и все его грехи. И в конце он возвращается туда, откуда приехал – в лечебницу. Снова аллюзия с Христом. Оба вернулись в свой рай, непонятые, преданные людьми.