"Троеручица" - икона Божьей Матери

В историю Византии VIII и начало IX веков вошли как период иконоборчества. Императоры, объявив поклонение святым образам идолопоклонством, преследовали всех, кто придерживался этой древней традиции. Икона «Троеручица», столь широко известная в христианском мире, согласно легенд,е является свидетелем тех непростых времён.

Иконоборец с берегов Босфора

Троеручица икона

Началом истории этого чудотворного образа стало восхождение на византийский престол императора Льва III, ярого противника почитания икон. С теми, кто пытался вступать с ним в полемику, он безжалостно расправлялся, полагая, что тем творит богоугодное дело. Одним из непримиримых его оппонентов был Святой Иоанн. Он написал и отправил императору три богословских трактата, в которых отстаивал свои убеждения.

Подобные высказывания шли в разрез с политикой Льва III, и он был готов расправиться с вольнодумцем, но не имел этой возможности, так как Святой Иоанн жил в то время в столице Сирии Дамаске и занимал высокий пост при дворе халифа. Таким образом, он был юридически недосягаем. Но так уж повелось с незапамятных времён: где молчит закон, там идут в ход интриги и клевета. Именно этим путём и пошёл император. По его приказу было изготовлено вымышленное письмо, якобы доказывавшее, что Иоанн предлагал ему свою помощь в захвате сирийской столицы.

"Троеручица" — икона-свидетельница чуда

Эту подделку переслали халифу, и тот, не сомневаясь в её подлинности, незамедлительно изгнал будущего святого из своего дворца, и в устрашение окружающим приказал отрубить ему правую кисть, которую затем вывесили на городской площади. Вечером того же дня Иоанн направил своему мучителю письмо, в котором просил его исполниться милосердия и прервать его нравственные страдания, вызванные тем, что его рука выставлена на позор.

Икона Троеручица

Видимо, халифу было не чуждо сострадание, и он распорядился вернуть святому отрубленную у него кисть. Житие Святого Иоанна повествует о том, что в этот вечер он долго и усердно молился перед образом Богородицы, а когда пробудился на следующее утро, то обнаружил, что отсечённая рука оказалась на прежнем месте цела и невредима. Остался лишь небольшой рубец. Столь неслыханное чудо повергло его в смятение. Он вознёс молитвы Пресвятой Деве и в знак благодарности укрепил в нижней части Её образа выполненную из серебра руку, в честь которой и родилось название "Троеручица". Икона вскоре была передана в монастырь Саввы Освящённого, куда удалился от мира и Святой Иоанн.

Чудотворный образ в афонском монастыре

После описанных событий минуло почти пятьсот лет. В XIII веке икона Божьей Матери "Троеручица" была преподнесена в дар святителю Савве Сербскому и вместе с ним отправлена на его родину. Но недолго ей суждено было оставаться в Сербии. Вскоре страну постигло страшное бедствие — нашествие янычар. Жителями использовались все доступные средства для спасения христианских святынь от поругания. В числе прочих оказалась и «Троеручица». Икона была возложена на спину осла, а тот отпущен на Волю Божью.

Икона Божьей Матери Троеручица

Руководимое Высшим Промыслом, животное, проделав долгий путь, остановилось у ворот Афонского монастыря Хиландар, где святыня с большими почестями была принята братией. Вскоре все насельники обители стали свидетелями чуда, явленного святым образом. Случилось так, что отошёл ко Господу их игумен, и, согласно уставу, нужно было выбирать нового. Однако, как монахи не старались, не могли остановиться на достойной кандидатуре.

Чудесное изъявление воли Богородицы

И вот однажды, придя на службу, увидели на игуменском месте святой образ. Это была «Троеручица» — икона Божией Матери, недавно обретённая их монастырём. Полагая, что тут какое-то недоразумение, её отнесли в алтарь, где она всегда хранилась. Но на завтра и во все последующие дни повторялось то же самое. Ещё не в силах поверить происходящему, монахи опечатывали на ночь двери храма, но утром икона вновь оказывалась там, где во время служб помещался игумен.

Вскоре одному из братии в сновидении явилась Пресвятая Богородица и сообщила о своём благоволении лично управлять жизнью обители. С той поры в Хилендарском монастыре никогда больше не было игумена. Его обязанности символически исполняла икона «Троеручица». Когда инокам требовалось получить благословение на какие-либо дела, они прикладывались к серебряной руке Матери Божьей.

Икона Мать Троеручица

Ещё одна легенда о рождении образа

Чтобы рассказ был полон, необходимо вспомнить ещё одну версию того, как появилась «Троеручица». Икона, согласно преданию, была написана одним малоизвестным иконописцем из афонского монастыря Хиландар. Во время работы на доске само собой неоднократно появлялось изображение третьей руки Богородицы. Мастер его удалял, но каждый раз оно проступало вновь. Однажды в сновидении он увидел Деву Марию, повелевшую сохранить образ в том виде, какой он обретал столь чудесным образом. Художник повиновался Вседержительнице, и в результате православному миру была дарована одна из самых почитаемых им святынь.

Списки иконы, известные в нашей стране

В Россию этот чудотворный образ попал в 1661 году. В Хиландарском монастыре на Афоне была специально изготовлена копия для российского патриарха Никона. По прибытии святыни в Москву она была помещена в недавно построенном Новоиерусалимском монастыре. До наших дней оригинал не сохранился, но имеется копия, выполненная в 1854 году.

Кроме неё, в столичных храмах можно увидеть ещё несколько старинных списков, например, в Троицком соборе Свято–Данилова монастыря и в Успенском храме Болгарского подворья. В России это едва ли не самая любимая и почитаемая икона. "Мать-Троеручица" всегда считалась помощницей и заступницей всех, кто с верой и упованием обращал к ней свои молитвы.

Троеручица икона Божией

Композиционные особенности иконы

По своему иконографическому типу икона Божьей Матери "Троеручица" относится к разряду Одигитрии. Это слово переводится с греческого, как «указующая путь». В данном случае это название обусловлено тем, что на иконах подобного типа акцент в композиции делается на фигуре Младенца Христа, и Богородица указывает на Него Своей рукой, как бы фокусируя в нужном направлении внимание зрителя. Характерной особенностью русских списков стала традиция изображать третью руку таким образом, как будто она принадлежит самой Богородице, а не является отдельным самостоятельным элементом.