Амбивалентный - это что такое? Амбивалентность как отношение субъекта и как характеристика объекта

«Амбивалентный» - это сейчас очень модное слово. Но мало кто знает, что оно означает. В этом случае школьный курс химии помогает слабо. Поэтому мы и решили написать эту статью. В ней будет дано определение, представлены основные случаи употребления. Чтобы читателю было не скучно, примеры подобраны простые и понятные каждому.

Определение

Амбивалентное отношение – это двойственное расположение к какому-либо объекту. Здесь очень важно отличать двойственность от отношения «с одной стороны…с другой стороны…». Первый случай – это амбивалентность, а второй – обычная аналитическая оценка объекта. Как отличить одно от другого? При типе отношений «с одной стороны… с другой стороны…» в человеке нет противоборства. Субъект точно знает, как именно он оценивает событие или явление внешнего мира. Когда же отношение человека можно с полной уверенностью охарактеризовать термином «амбивалентный» (это, как мы помним, некоторая двойственность), то он и сам не скажет, как именно воспринимает нечто.

Архетипы К.-Г. Юнга

амбивалентный это

Самые знаменитые примеры амбивалентности дал К.Г. Юнг – родоначальник аналитической психологии, автор концепции коллективного бессознательного. Также он подарил миру учение об архетипах.

Архетип – это наиболее древние представления человечества, которые предопределяют восприятие субъектом реальности. Они – часть «фонда» коллективного бессознательного. Проявляют себя в сновидениях, мифах и легендах, одним словом, в творчестве. В любом сотворении из ничего, как известно, силен подсознательный элемент. Архетип всегда амбивалентный, это его основное качество.

Архетип матери

амбивалентные чувства

В теории Юнга образ матери двойственен по природе. С одной стороны, мать – это дом, защищенность, спокойствие, отсутствие тревог, а с другой стороны, мать, старуха во снах может символизировать смерть.

В реальности мы тоже можем уловить эту двойственность. Кто из подростков не испытывал к матери и нежность, и вместе с тем ненависть? Материнская любовь может спасти, а может и убить, задушить. Вот такой вот амбивалентный это феномен – материнская любовь.

И еще один интересный момент, о котором стоит упомянуть. Материнское лоно во снах может символизировать могилу. В каждом языке есть представления, которые уравнивают мать и смерть. Если анализировать отношение «лоно-могила», то мы можем вспомнить, что есть такое выражение, как «мать сыра земля». Соответственно, погребение может восприниматься как возвращение в материнское лоно. Так оно и есть, в принципе, ибо мы прах, и в прах мы обратимся в итоге.

Но, однако ж, пора отвлечься от тяжелых тем и дум и поразмышлять о женской привлекательности.

Амбивалентность красоты

амбивалентная привязанность

Этот раздел будет интересен не только мужчинам, но и женщинам.

Когда парень видит красивую девушку, о чем он думает в первую очередь? Конечно, он прежде всего мечтает о физическом обладании. Потом, когда первая волна очарования объектом вожделения сходит, молодой мужчина ловит себя на мысли о страхе перед красотой. Отличный пример, который можно отнести в категорию «амбивалентные чувства».

Парадокс, но наш воображаемый парнишка даже не знает, чего больше в его отношении к девушке: страха или желания. Как мы видим, это рассуждение подводит нас к разгадке тайны, почему красивые женщины несчастны и одиноки (да-да, это не миф) – их боятся, но в то же время любят.

Можно ли победить страх перед женской красотой?

Разумеется, можно. Для этого надо, прежде всего, унять внутреннюю дрожь. И разложить свой страх на простейшие составляющие, задав себе вопрос: «А чего конкретно я боюсь?» Каждый раз, сосредотачиваясь на предметных опасениях и тревогах, человек побеждает свою неуверенность, которая может выражаться в таком феномене, как амбивалентная привязанность – «и хочется, и колется, и мама не велит».

Амбивалентное отношение к тексту. Кафка, «Замок»

амбивалентное поведение

Как известно, одной из характеристик классической литературы является полифония смыслов. Но есть такие авторы, как, например, Франц Кафка, чья проза настолько самобытна, что может спровоцировать амбивалентное поведение читателя. Оно выражается в том, что любитель классической литературы может, с одной стороны, не любить Кафку, но с другой стороны, читать его сочинения, ибо в творчестве немецкоязычного писателя силен магический элемент. Он-то и гипнотизирует читателя.

Например, возьмем одно из известнейших произведений Кафки – «Замок». Когда человек читает это сочинение первый раз, то его держит в напряжении только ожидание финала, чем же закончатся скитания землемера. При этом нельзя не отметить, что сама проза занудно-тягостная. Но бросить ее нет никакой возможности, интересно же. Чем закончилось путешествие землемера, читатель узнает, если ознакомится с содержанием романа.

Дмитрий Горчев. Смешение высокого и низкого стиля

амбивалентное отношение это

Амбивалентное восприятие читателем текста еще более характерно тогда, когда он читает современного, к сожалению, уже ушедшего от нас в 2010 году писателя Дмитрия Горчева. Он своей манерой неуловимо напоминает Д.И. Хармса. На устах Ювачева (настоящая фамилия Даниила Ивановича) также все время играет ироническая улыбка. Правда, Горчев обильно «посыпает» свою прозу нецензурной лексикой, а Хармс позволяет себе такое только в записных книжках, которые не предназначались для печати первоначально. Но мы снова отвлеклись.

Проза Горчева, возможно, не так глубока, и классиком он, конечно, не успел стать. Но в то же время, если уметь воспринимать скрытый месседж текста, то выйдет, что это вполне себе экзистенциальная проза со смысложизненным подтекстом. Особенно это справедливо в отношении его сказок, например «Злодей». Горчев через аморальный образ напоминает о классической триаде – «Добро, Истина и Красота».