Эффект храповика в экономике

0
0

В экономике существует целый ряд аномалий с логической точки зрения, когда происходят процессы противоположным тем, что должны быть. Для описания одной такой ситуации, что подпадает под этот критерий, и был придуман термин «Эффект храповика». Что он означает? Какие его особенности? Как вообще сложилась ситуация, когда возможно его возникновение? Какие причины приводят к нему? Ответы на эти и много других вопросов можно найти в статье.

Что называют эффектом храповика

эффект храповика
Эффектом храповика называют большую предрасположенность цен к росту, чем к падению. Проявляется как на товарах, так и на услугах. Как правило, объясняется постепенным ростом спроса на предлагаемую продукцию и материальные блага. Но интерес с экономической точки зрения представляет из-за медленного падения цен в случае уменьшения заинтересованности населения в определённом товаре. Часто их уменьшение не происходит вообще, особенно это относится к краткосрочным периодам снижения. В случаях уменьшения общего спроса на предлагаемые товары сохраняет цены неизменными во временном промежутке. В своем роде достигается определённое макроэкономическое равновесие. Эффект храповика в разных степенях проявления действует для всех стран мира.

История возникновения

эффект храповика в экономике
Интерес к изучению эффекта храповика предъявила кейнсианская экономическая школа. Впервые же он был описан в одной из книг Роберта Хиггса. Назван сам эффект так был экономистом из-за устройства в механике, которое не позволяет колесу разворачиваться в обратную сторону. Называется такой механизм храповым.

Экономически смысл

эффект храповика проявляется в том что
В основе создания термина лежат процессы, когда изменение цен на рынке в большую сторону происходят значительно охотнее и чаще, чем в меньшую, что и обуславливает их постоянное увеличения и инфляцию денежной массы. Другими словами – проявляется негибкость экономики, при снижении они оказывают сопротивление на ух уменьшение. Эффект храповика заключается в том, что цены при важных событиях взлетают вверх без временной задержки, тогда как опускаются медленно и не до того уровня, что был.

Основная причина

макроэкономическое равновесие эффект храповика
В самую основную и главную причину следует отнести то, что ограничена конкуренция, причем не только на рынках услуг и товаров, где главными контролерами цен являются крупные фирмы, коим легче оказывать влияние на отрасль, но и на рынках ресурсов. На вторых дополнительно ещё действуют значительные институциональные ограничения, устанавливаемые государством в виде экологических стандартов безопасности, трудового законодательства и прочее. Дополняет проблему конкуренции и её психологический аспект: люди просто не готовы к тому, что их заработная плата будет уменьшаться. Также понижения стараются избежать работодатели из-за опасения, что ухудшится эффективность работников и их качество труда. В таких случаях крупные фирмы вынуждены поддерживать значительный уровень цен, дабы поддержать имеющуюся прибыль. Настоящим испытанием являются кризисы – при них приходится сокращать рабочие места, совокупное предложение товаров и услуг с целью, чтобы можно было уменьшить потери компании. Также возможно кратковременное понижение цены, за счёт уменьшения количества работников или временного ущемления интересов работодателя. Но так как меньшее количество товаров и услуг при стабильном спросе вызывает большую нужду в предложенном товаре, со временем расширяется производство и увеличивается стоимость продукции.

Дополнительные причины

эффект храповика заключается в том что
В качестве дополнительных причин, которые напрямую или в обход создают эффект храповика следует назвать сговор компаний и деятельность профсоюзов. В первом случае следует отметить то, что если владельцы предприятий, что выпускают одну продукцию, договариваются одновременно поднимать цены на неё, то они не получают убытков за счет перехода клиентов к другим организациям и одновременно получают прибыль благодаря увеличению стоимости товара. Для упреждения таких ситуаций, а также для их разбора и ликвидации в странах создаются антимонопольные комиссии, которые штрафуют нарушителей экономического порядка. Но возможные прибыли часто превышают опасность и компании идут на риск. В государствах, использующих модель централизованной экономики, в таких случаях эффект храповика возникает вследствие государственной политики регулирования цен.

В случае с профсоюзами отдельная ситуация. Как выше говорилось в основной причине, люди психологически не готовы к тому, что их заработная плата будет уменьшаться. Многие это могут воспринимать как низкую их важность для работодателя, неуважение на работе, что в свою очередь будет влиять на эффективность и качество работы. К тому же, для недопущения понижения номинальной заработной платы профсоюзы используют забастовки. Также они используются при требованиях большего, что в свою очередь приводит к устойчивому росту стоимости продукции. Наблюдать подобные ситуации можно исключительно в странах с рыночной экономикой.

Пример действия

Теория – это одно, а практика – совсем другое. Статье была бы неполной, без приведения примера действия эффекта храповика. Привести его можно даже используя наше государство и события, которые были совсем недавно. Эффект храповика проявляется в том, что важно в повседневной жизни каждого гражданина – стоимости продукции потребления. Так, с 2014 года можно было наблюдать постепенный обвал обменного курса рубля, вследствие чего взлетали цены тех товаров, что импортировались из-за границы. Когда валюта достигла своего максимума и начала укрепляться, следовало бы ожидать уменьшения стоимости иностранной продукции. Но этого не произошло. Или в лучшем случае - снижение было незначительным и не соответствовало обменному значению рубля. Эта реальная ситуация и называется эффект храповика в экономике. В целом, он представляет собой механизм, который объясняет значительную составляющую действия инфляционного механизма, влияние которого особенно ощущается при сравнении с длительным периодом времени («вот цены были когда-то», «тогда меньше можно было купить, чем сейчас»). Нестабильность экономической ситуации поясняется отсутствием универсального координационного центра, который смог бы предотвратить действие эффекта храповика.