Исполнительная власть - это... Функции исполнительной власти. Органы исполнительной власти РФ

Законодательно исполнительная власть регламентируется Конституцией (статьями 125, 112, 85, 78 и 77), федеральными конституционными, государственными правовыми и региональными нормативными актами. При этом в юридической литературе используются различные термины, относящиеся в той или иной мере к данному институту. Рассмотрим далее, что собой представляет структура исполнительной власти в России. исполнительная власть это

Нормативная база

Одним из основных в вопросе регулирования рассматриваемой сферы выступает ФЗ, регламентирующий общие принципы организации представительных и исполнительных органов госвласти субъектов. В нем речь ведется о региональных представительствах. В отечественном законодательстве используется несколько терминов, которыми, по сути, обозначают органы исполнительной власти РФ. В ч. 3 преамбулы указанного выше ФЗ установлено, что все определения в нормах применяются в одном значении.

Органы исполнительной власти РФ: понятие

Эти части общей системы представляют собой государственные организации. Они учреждаются на высшем уровне. В функции исполнительной власти входят:

  1. Обеспечение реализации принятых нормативно-правовых актов федерального, регионального и территориального уровня.
  2. Выполнение государственных управленческих задач во всех областях жизни общества и страны.

органы исполнительной власти РФ

Данные функции исполнительной власти реализуются посредством использования особых методов и форм осуществления административных действий. Рассматриваемый институт обладает определенными полномочиями, компетенцией, штатом госслужащих. Этот институт отличается также своей специфической структурой.

Основные признаки

Государственно-правовое начало исполнительных органов обуславливается конституционным разделением власти на несколько ветвей. Присутствие в общей системе рассматриваемого института, таким образом, выступает как следствие закрепления этого принципа. Исполнительная власть - это система, которая реализуется посредством учреждения специальных подразделений, служб и ведомств. Они формируются для практической реализации поставленных перед институтом задач. С их помощью осуществляется госуправление в административно-политической, социально-культурной и экономической сферах жизни.

Основополагающие принципы

Деятельность исполнительной власти формируется на основании:

  1. Государственной и территориальной целостности страны.
  2. Распространения суверенитета в пределах границ России.
  3. Верховенства Конституции и ФЗ на всей территории государства.
  4. Единства системы госвласти.
  5. Разделения общей системы на представительное, судебное и исполнительное направления для обеспечения сбалансированности имеющихся у институтов полномочий и предотвращения сосредоточения их всех либо большей их части в ведении одного госоргана или должностного лица. органы исполнительной власти
  6. Разграничения сфер влияния между федеральными и региональными институтами.
  7. Самостоятельной реализации исполнительными органами субъектов полномочий, вверенных им.
  8. Обеспечения самостоятельной работы территориальными подразделениями. Местная исполнительная власть напрямую подчиняется региональной.

Специфика работы

Исполнительная власть - это система, направленная на реализацию действующих норм. Эта задача выступает в качестве основной. Кроме того, уполномоченные подразделения, управления и прочие службы обеспечивают реализацию нормативных положений всеми субъектами на территории государства. Исполнительная власть - это институт, работа которого обладает распорядительным, контролирующим, организующим, управленческим характером. Наиболее эффективной реализации задач способствует наличие государственных должностей в подразделениях. Замещения каждого поста осуществляется госслужащими. Все они имеют соответствующий специальный административно-юридический статус. К нему относят полномочия, ограничения, ответственность, обязанности, права и пр. В совокупности должности формируют штат исполнительного органа. деятельность исполнительной власти

Компетенция

Органы исполнительной власти обладают особым статусом. Государство наделяет их специальными полномочиями, реализация которых осуществляется в специфических правовых формах. Они имеют существенные отличия от приемов и методов, которые применяются в других направлениях власти. Компетенция подразделений и должностных лиц устанавливается в разных нормативных актах (Конституции, положениях, приказах, уставах и так далее). В нее обычно включаются такие компоненты, как ответственность, задачи, обязанности и права, а также полномочия. В рамках своей компетенции органы исполнительной власти принимают и утверждают управленческие акты, а также обеспечивают их надлежащую реализацию.

Пределы полномочий

Исполнительная власть - это такая система, в рамках которой осуществляется работа в нескольких направлениях:

  1. Контрольно-надзорном.
  2. Исполнительно-распорядительном.
  3. Нормотворческом.
  4. Правоохранительном.

структура исполнительной власти

Кроме этого, структуры, входящие в систему, осуществляют юридические действия, принимают решения, которые вызывают правовые последствия. Подразделения, управления, службы и прочие организации работают в пределах конкретной территории России.

Нормотворчество

Исполнительные органы обладают правом издавать административные (управленческие) акты. Посредством этих документов осуществляется реализация соответствующих задач в пределах их компетенции. В специальных правовых актах и законах формулируются порядок принятия, формы, особенности государственной регистрации, обнародования, действия, оспаривания указанных административных решений. Юридические документы исполнительных органов, с одной стороны, выступают важнейшей правовой формы управленческой работы. Вместе с этим они являются результатом административного нормотворчества в рамках системы госуправления. Эти документы входят в категорию подзаконных актов. Это означает, что при их издании должны в обязательном порядке соблюдаться конституционные, федеральные и региональные требования и положения. Подзаконные акты принимаются во исполнение для их развития и обеспечения решения административных дел и споров, которые возникают в сфере управления. местная исполнительная власть

Дополнительно

В законодательстве определяется порядок, в соответствии с которым производится образование, реорганизация, формирование и ликвидация исполнительных органов. Для каждого подразделения предусматривается свое наименование. В федеральных и региональных законодательных актах установлена ответственность исполнительных органов, а также служащих, занимающих те или иные должности в них. Каждое подразделение имеет свою гербовую печать. Выступая как юридическое лицо, оно может иметь и статус участника гражданско-правовых отношений. Финансирование исполнительного органа осуществляется из средств федерального либо регионального бюджета по отдельной статье расходов.

Правовой статус

Он характеризуется тем, что исполнительные органы отличаются независимостью и самостоятельностью в реализации вверенных им полномочий. Превышение пределов установленной компетенции не допускается и является нарушением правовых норм. Независимость исполнительных органов формулируется в соответствии с Конституцией, ФЗ, актами правительства и президента, а также иными законодательными и подзаконными документами. законодательно исполнительная власть

Штат

Организационная структура исполнительных органов формируется посредством разработки и утверждения штатного расписания. Оно представлено в виде перечня подразделений (с наименованиями), должностей и их числа, а также окладов служащих. Выплата денежного содержания должностным лицам осуществляется в соответствии с тарифным размером, установленным в штатном расписании. Этот документ, таким образом, выступает в качестве основы для формирования организационной структуры исполнительного института, объем финансирования, который необходим для содержания и обеспечения реализации вверенных полномочий. Порядок, по которому производится составление и утверждение штатного расписания, находится под контролем вышестоящих подразделений исполнительного органа. Эти документы подлежат обязательной регистрации в финансовых организациях.