Институт - это что такое?

Как часто мы слышим слово «институт» в нашей речи? Институт современного искусства, институт экономики, институт международного образования... Но всегда ли оно будет использоваться в этом значении?

Институт: значение слова

Что многие из нас понимают под словом "институт"? В привычном для нас значении институт — это учебное заведение, специализацией которого является научно-исследовательская деятельность, реализация программ высшего образования, повышения квалификации и подготовки высококвалифицированных кадров. С другой же стороны, это понятие несет в себе более глубокий смысл, о котором многие из нас если когда-то и слышали в школе, то, скорее всего, уже забыли.

В широком смысле социальный институт - это исторически сложившаяся форма взаимодействия индивидов, их групп и общностей, в рамках которого происходит удовлетворение постоянно возникающих у общества потребностей.

Особенности, сущность и значение институтов

Любые институты России и вообще мира могут рассматриваться как устойчиво сформировавшиеся системы, обладающие определенной структурой, элементами, видами и подвидами, совокупностью норм и ценностей, правил и законов. Все это позволяет системе грамотно развиваться, а главное — работать на выполнение своих функций. Все социальные связи и отношения внутри института упорядочены, подвергнуты формализации и стандартизации.

Социальные институты характеризуются тем, что процесс их становления достаточно длительный и их деятельность всегда направлена на удовлетворение человеческих потребностей. Также функционирование института обусловлено наличием определенных форм взаимодействия людей внутри данной системы.

Вклад Герберта Спенсера в социологическое учение

Несмотря на то что пик исследований социальных институтов пришелся на 50-60 годы XX века, за 100 лет до этого периода английский философ и социолог Герберт Спенсер выдвинул теорию, согласно которой, социальный институт — это особый механизм, по которому происходит самоорганизация общественной жизни. Именно он обеспечивает превращение человека в социальное существо и развитие его как личности.

Государственные институты

Согласно теории Герберта Спенсера, в обществе можно выделить следующую типологию социальных институтов:

  • домашние (семья, воспитание детей);

  • политические;

  • церковные;

  • профессиональные и промышленные (за их основу взято разделение труда, а также производство благ для удовлетворения потребностей человека);

  • обрядовые (призваны регулировать повседневную жизнь отдельного человека путем формирования норм, ценностей, обычаев, а также дальнейшего санкционирования жизни общества).

В определенный период типология социальных институтов вышеупомянутого ученого потребовала усовершенствования и внесения изменений. На сегодняшний день общество нуждается в новой классификации, более точно передающей его настоящее устройство и особенности функционирования. Она основана на сферах жизнедеятельности современного общества.

Современная классификация (экономические, политические, культурные/духовные, социальные/общественные)

  • Экономический институт — это один из элементов социальной структуры, который формирует устройство, внутреннюю и внешнюю организацию, осуществляет регуляцию экономической жизни общества. Примерами могут служить частная собственность, рынок, деньги, финансовые учреждения (банки), наставничество в определенном роде деятельности, разделение труда, производство/распределение/потребление и т. д.

  • Политические институты представляют собой различные организации, учреждения, государственные органы управления, которые функционируют по документально закрепленным нормам и правилам существования политической жизни. Например, выборы, государственные институты власти, само государство, президенство и т. д.

Институт - значение слова

  • Что касается культурного института, то в его задачи входит удовлетворение духовных потребностей человека и дальнейшая передача духовных ценностей последующим поколениям. Стоит обратить внимание на то, что нематериальные «товары» всегда имеют материального носителя. К данному типу можно отнести искусство, кинематограф, музеи, образование, литературу, институт общественного мнения, музыку и т. д. Они основаны на том, что в процессе их деятельности осуществляется формирование духовных ценностей, их дальнейшее сохранение, распространение и передача последующим поколениям.

  • Социальные институты формируются из отношений членов общества, складывающихся и развивающихся внутри него. Они могут происходить как между отдельными индивидами, так и между их группами, отличающимися по гендерному, расовому, возрастному и другим признакам.

Функции социальных институтов

Институт это

Каждый институт несет в себе ряд функций, которые основываются на целях его существования и функционирования. Для рассмотрения конкретного примера стоит взять государственный институт армии, главной задачей которого является обеспечение безопасности страны и ее защита от внешних врагов. Однако он также обладает и рядом так называемых побочных (латентных) функций, которые не связаны с главными целями существования института, но также играют большую роль в жизнедеятельности общества.

Типология социальных институтов

Если ранее была рассмотрена классификация на основе четырех сфер общества, то данная типология несет в себе сущность функционирования, регламентирования и санкционирования институтов.

Институты России

  • В формальных институтах вся регуляция происходит путем принятия нормативно-правовых актов, а также утвержденных формально правил, уставов и распоряжений. Их санкционирование производится путем строго регламентированных позитивных и негативных санкций.

Сущность и значение институтов

  • Деятельность же неформальных социальных институтов не скована формальными правилами, а средства и способы их функционирования документально не закреплены ни в каких законодательных актах. Неформальные санкции, сформированные на нормах морали, ценностях, традициях и обычаях, являются основой социального контроля в институтах подобного типа. Интересной особенностью является то, что часто неформальные санкции являются большим поощрением или наказанием для человека, чем формальные.