Крестовина рулевого вала: особенности замены

Всем известно, что несвоевременное устранение неполадок в рулевом управлении может привести к различным неприятным последствиям, а также аварии. Поэтому любые проблемы должны сразу приниматься во внимание. Стоит отметить, что крестовина рулевого вала ВАЗ-2131 является одним из важнейших узлов данной системы.

крестовина рулевого вала

Изменения конструкции

В классике отсутствуют дополнительные соединения между червячным и рулевым валами. Конструкция видоизменилась в более современных моделях ввиду возникновения потребности в модифицировании положения рулевого вала и закрепления под установленным углом. Данные свойства обеспечивает крестовина рулевого вала путем передачи вращающего момента к шестеренке реечного узла.

Во многих автомобилях американских или немецких изготовителей присутствует две крестовины вала. Такое конструктивное дополнение обеспечивает вариацию высоты руля, что достаточно редко можно встретить в авто российского производства.

Из чего состоит крестовина

Крестовина рулевого вала (ВАЗ-2107 берем для примера) отличается простым устройством. Она обладает четырьмя “шипами”, каждый из которых дополнен подшипниками игольчатого типа. Изготавливаются конструктивные элементы из стали высокого качества.

На вилке, имеющей соединение со шлицевыми концевиками, закрепляются обоймы и подшипники. Помимо этого, в системе присутствуют специальные уплотнения, предназначенные для предотвращения попадания масла внутрь подшипников.

крестовина рулевого вала ваз 2107

Как определить необходимость в замене

Крестовина рулевого вала подвержена возникновению различных неисправностей, которые требуют своевременного устранения. Особое внимание следует обратить на следующие признаки поломки:

  • сопротивление при вращении руля и его поворачивание с приложением заметных усилий;
  • запоздалый поворот колес;
  • увеличенный угол свободного хода рулевого колеса (иначе говоря люфт);
  • появление неприятного скрежета и постоянного шума, который становится более заметным при движении по неровной дороге с ямами и выбоинами;
  • вращение руля становится менее равномерным и характеризуется наличием рывков.

Стоит отметить, что, как и любой иной механизм, подлежит замене крестовина рулевого вала. "Тойота", например, требует замены через 70-80 тысяч километров. Это вызвано увеличенными нагрузками, приходящимися на узел, среди которых высокий уровень влажности, вибрации, резкие изменения температур.

Нужно незамедлительно приступать к ремонту при появлении каких-либо симптомов, указанных выше. Несвоевременная замена неисправных элементов способна снизить управляемость авто и привести к самым неожиданным последствиям.

крестовина рулевого вала тойота

Финансовые затраты

По заверению многих изготовителей, крестовина рулевого вала не нуждается в замене. Но, к сожалению, состояние дорожного полотна в нашей стране способствует ее частому выходу из строя.

В среднем, полностью новый вал обойдется примерно в 4-6 тысяч рублей. Но не обязательно менять весь сборный узел. Как правило, можно ограничиться заменой одной крестовины, и для этого нужно знать некоторые ее конструктивные особенности.

Отдельно данная деталь стоит намного дешевле, и еще большую экономию можно получить, если не пользоваться услугами СТО и провести все работы самостоятельно, при этом процесс займет не более двух часов.

крестовина рулевого вала ваз

Ход работ

При возможности автомобиль поднимается при помощи подъемника. Также можно приподнять переднюю часть машины и закрепить ее положение при помощи установки деревянных подставок.

Рулевое колесо необходимо выставить в ровное положение и плотно зафиксировать. Этот момент нельзя игнорировать! После того как вал будет установлен обратно, руль должен стоять точно так же, как и до начала ремонта.

Для обеспечения свободного доступа к крепежу вала снимается левое колесо. Крепежные элементы выкручиваются в салоне автомобиля с водительской стороны.

Затем необходимо снять нижнюю часть установочных элементов со стороны отсутствующего колеса. Перед разъединением вала желательно отметить его позицию, это будет очень кстати при его возвращении на место.

Вал нужно доставать крайне аккуратно. Для упрощения вытаскивания крестовины узел закрепляется в тисках.

Старые поврежденные элементы полностью удаляются. Коррозийные процессы зачастую становятся причиной неисправности узла, поэтому требуется срезание разрушенных элементов. Причина возникновения ржавчины вполне ясна. Крестовина рулевого вала ВАЗа во время эксплуатации подвержена негативному воздействию окружающей среды – попаданию химических реагентов, активно используемых для борьбы со льдом, грязи и пыли.

После того как будет снята деталь, освободившееся пространство тщательно очищается от скопившегося мусора – грязи и ржавчины. Качественная очистка посадочного места обеспечит более легкий монтаж крестовины. Если пропустить эти действия, она будет постоянно заедать и, соответственно, плохо вращаться.

крестовина рулевого вала ваз 2131

Сборка

В установочное отверстие вставляется первая чаша, затем монтируются другие. Сварными точками фиксируется вставленная крестовина рулевого вала. Благодаря применению такого метода, можно не сомневаться в качественном закреплении узла и его длительной бесперебойной эксплуатации. Так снижается к минимуму вероятность выпадения крестовины.

Стоит отметить, что запрессовка подшипников осуществляется до полного погружения только с внешней стороны. Также необходимо нанести точечные углубления для их фиксации.

Далее вал устанавливается на прежнее место, в соответствии со сделанными ранее отметками, и собираются все детали обратно. Остается только проверить работу отремонтированного узла.