Пояснительная записка к рабочей программе по различным учебным предметам: особенности составления

Пояснительная записка к рабочей программе является ее обязательным компонентом. Проанализируем особенности ее составления в зависимости от того, для какой возрастной группы предназначается планирование.

пояснительная записка к рабочей программе

Особенности написания

Что должна включать в себя пояснительная записка рабочей программы по физической культуре? В первую очередь педагог данной учебной дисциплины указывает учебно-методический комплект, по которому он планирует преподавание курса. Кроме того, пояснительная записка рабочей программы по физической культуре предполагает перечисление тех умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся по мере изучения курса. По новым федеральным образовательным стандартам в программе педагогом указываются и УУН для каждой ступени обучения.

Пояснительная записка к рабочей программе составляется для 1-4-го классов, средней ступени, а также учеников 9-11-го классов. Рассмотрим подробнее готовые пояснительные записки по данной учебной дисциплине.

пояснительная записка рабочей программы по физической культуре

Младшая школа

Пояснительная записка к рабочей программе (1 класс), связанная с физическим воспитанием, должна обеспечивать реализацию новых стандартов второго поколения для начального образования. В качестве учебно-методического комплекта используется «Школа России» для 1-4-го классов. Он включает учебник Ляха В. И. «Физическая культура», издательство «Просвещение», 2012 г.

Что еще включает пояснительная записка? Рабочая программа по ФГОС по физической культуре отмечает, что преподавание данного предмета предполагает три часа в неделю, учебная дисциплина является обязательной для всех российских школ.

В рамках физической культуры учитель предполагает сочетание теоретических знаний с разными способами двигательной активности. К теоретическим вопросам, которые включает в себя пояснительная записка к рабочей программе, относится знакомство с историей отечественного спорта, личная гигиена.

В программе выделяется несколько тематических разделов:

  • гимнастика с фрагментами акробатики;
  • спортивные и подвижные игры;
  • легкая атлетика;
  • лыжная подготовка.

Пояснительная записка (рабочая программа по ФГОС) предполагает описание подвижных игр, в процессе которых у школьников будут формироваться УУН. В материале, касающемся способов двигательной работы, предусматривается формирование у подрастающего поколения простейших навыков самостоятельной физической подготовки, обучение их основам доврачебной помощи.

пояснительная записка рабочая программа по фгос

Требования к УУН по физической культуре

В качестве базового элемента в области физического воспитания на начальной ступени обучения подразумевается развитие индивидуальных компетенций школьников. Выражаются УУН в умении самостоятельной организации своей работы, выборе средств и способов достижения поставленной цели, активном вовлечении других ребят в совместную деятельность. Пояснительная записка к рабочей программе должна указывать и личностные результаты усвоения учебной дисциплины учениками первого класса. Например, дети должны получить навыки поведения в нестандартных ситуациях, сформировать уважительное отношение к сверстникам, педагогу. Метапредметные результаты предполагают определенные умения, которые формируются по физической культуре у школьников:

  • характеристика поступков и действий, их объективная оценка на базе собственного опыта;
  • умение находить ошибки по мере выполнения заданий, искать варианты их устранения;
  • толерантность;
  • бережное отношение к природе во время активных занятий по физической культуре;
  • планирование индивидуальной деятельности на базе оборудования и инвентаря, имеющегося в наличии;
  • анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск способов их улучшения;
  • умение видеть красоту при выполнении физических упражнений.

Что еще включает в себя пояснительная записка к рабочей программе? 2 класс предполагает умение осуществлять оценку осанки и телосложения, проводить сравнение с эталонами.

пояснительная записка к рабочей программе 5 класс

Особенности развития

Дети в этом возрасте способны управлять эмоциями, общаясь со своими сверстниками. Преподаватель физической культуры уделяет особое внимание формированию у своих воспитанников чувства хладнокровия, рассудительности, сдержанности. Среди УУН по данной учебной дисциплине отметим техничное исполнение двигательных упражнений, владение базовыми навыками основных спортивных игр, включенных в школьную программу.

В качестве предметных результатов, предполагаемых при завершении данного курса, выделим самостоятельную организацию своего режима дня, владение информацией об истории спорта, определение индивидуальных параметров физического развития (массы тела, длины).

Ученики среднего звена должны владеть навыками оказания посильной помощи и поддержки одноклассников во время выполнения спортивных упражнений. Особое внимание в своей работе преподаватель физической культуры уделяет формированию доброжелательного и уважительного отношения к другим воспитанникам, взрослым людям.

Средняя школа

Как на этой ступени обучения составляется пояснительная записка к рабочей программе? 5 класс отличается многообразием учебных дисциплин, которые должен усвоить школьник. В зависимости от специфики предмета, существуют определенные нюансы учебной программы педагога. Но есть и общие положения, которые должна содержать любая из них. Сначала прописывается пояснительная записка к рабочим программам (школа России). Она подразумевает детальное рассмотрение учебно-методического комплекта (книга, рабочая тетрадь, сборники задач), который будет использоваться преподавателем во время обучения.

Пояснительная записка к рабочей программе предполагает перечисление всех универсальных учебных навыков, которыми должны овладеть школьники при изучении материала по определенной учебной дисциплине. Рассмотрим подробнее. Например, если составляется пояснительная записка к рабочей программе 6 класса по математике, указываются те вычислительные навыки, которыми должен будет овладеть ребенок к концу учебного года.

пояснительная записка к рабочей программе 2 класс

Планирование по математике

Помимо УМК, описания всех универсальных учебных навыков, что еще должна содержать рабочая программа? Пояснительная записка по математике сопровождается указанием способов отработки приобретенных школьниками ЗУН, указание количества контрольных и самостоятельных работ. Данный предмет относится к учебным дисциплинам повышенной сложности, поэтому к нему предъявляют особые требования.

Помимо запланированных по программе вариантов контроля, на средней ступени обучения ребятам предлагаются общешкольные министерские контрольные работы. Они направлены на проверку уровня усвоения основного математического аппарата, выявление проблем. В девятом классе всем российским школьникам необходимо справиться с ОГЭ по математике, чтобы получить аттестат о неполном среднем образовании. В противном случае им придется остаться на повторный курс обучения либо вместо желаемого документа довольствоваться справкой.

рабочая программа по истории пояснительная записка

Планирование по истории

Некоторые отличительные особенности подразумевает рабочая программа по истории. Пояснительная записка предполагает подробное указание всех тем, которые будут рассмотрены в курсе в рамках регионального компонента. Что подразумевается в данном случае? В первую очередь идет речь о том, как будет осуществляться знакомство учащихся с историей родного края, его достопримечательностями, природными объектами. Кроме того, в УМК учитель истории указывает весь перечень сборников, пособий, электронных ресурсов, которые он планирует применять в рамках регионального компонента.

Планирование по русскому языку

Как составляется пояснительная записка к рабочей программе? Русский язык является вторым обязательным предметом, по которому должны продемонстрировать свои знания и навыки ученики девятого класса. По мере изучения данной учебной дисциплины предполагается постепенное усложнение учебного материала, введение научных терминов и понятий, отработка их в ходе выполнения упражнений.

Пояснительная записка должна содержать информацию о том, какое количество сочинений, изложений, диктантов будет проведено за учебный курс. В качестве дополнительных проверочных работ предлагаются и внешкольные работы, например министерские диктанты.

пояснительная записка к рабочим программам школа россии

Планирование по химии

Приведем более подробное планирование на основе школьного курса химии. Для рабочей программы по данной учебной дисциплине применяется авторская программа Габриеляна. Она соответствует Федеральным стандартам второго поколения. Она утверждена Министерством образования РФ, является вариантом для преподавания базового уровня химии в среднем и старшем звене общеобразовательных учебных заведений.

В качестве исходных документов, используемых для составления рабочего планирования, используются базисный учебный план, утвержденный Министерством РФ. Рабочая программа рассчитана на преподавание химии на средней ступени обучения два раза в неделю, в старших классах - по одному уроку в неделю.

В курсе неорганической химии предполагается проведение семи практических работ, пяти плановых контрольных работ в каждом классе. По новым требованиям ФГОС в курс введен региональный компонент, предполагающий знакомство школьников с различными производствами, существующими в регионе.

При изучении курса химии учитываются следующие цели и задачи:

  • получение школьниками первичных знаний о естественнонаучной картине окружающего мира, формирование представлений об основных законах и химических явлениях;
  • приобретение навыков проведения практической и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время;
  • развитие индивидуальных способностей каждого ученика, развитие познавательного интереса к преподаваемой учебной дисциплине;
  • воспитание позитивного отношения к живой природе, окружающему миру;
  • развитие самостоятельности;
  • практическое использование теоретической информации в повседневной жизни.

Содержание программы

Программа по химии реализуется посредством применения традиционных образовательных технологий, использования инновационных методических приемов. На всех ступенях обучения предполагается применение проблемного обучения, развивающего и опережающего обучения, информационных технологий, дифференцированного подхода к каждому школьнику.

Для осуществления систематического контроля усвоения учащимися универсальных учебных навыков, предполагается проведение практических, лабораторных, самостоятельных, контрольных работ. При их составлении педагог использует комбинирование тестовых и классических вариантов заданий по химии.

Особое место уделяется созданию индивидуальных образовательных траекторий, благодаря чему у каждого ученика появляется возможность для гармонического развития, самореализации, повышения своего интеллектуального уровня при обучении в общеобразовательной школе.

Основные навыки, умения, которыми должны овладеть школьники при изучении курса:

  • самостоятельность планирования своей познавательной деятельности;
  • применение фрагментов причинно-следственного, а также структурного анализа;
  • исследование простых связей и закономерностей, выявление определенных характеристик рассматриваемого объекта; информации, касающейся изучаемого явления.

Ученики должны давать развернутый ответ на вопросы учителя, аргументировать свою позицию, объяснять те положения, которые они приводят в качестве подтверждения своего выступления.

На старшей ступени обучения предполагается применение школьниками современных компьютерных технологий при составлении презентаций, написании проектных и исследовательских работ. Для выполнения заданий повышенной сложности у старшеклассников должен быть сформирован математический аппарат.

Особое значение в рамках регионального компонента уделяется формированию на уроках химии у детей бережного отношения к окружающей среде, систематизации научной информации, статистической обработке результатов, получаемых по мере проведения исследований.

Среди предметных знаний и умений, которыми должны овладеть при изучении химии ученики 8-11 классов общеобразовательных школ, отметим составление уравнений реакций, расстановку коэффициентов, решение расчетных задач разных типов.

В девятом классе уделяется внимание обзорному рассмотрению основных органических веществ, их биологическому значению, использованию в повседневной жизни.

Выпускники старшей ступени обучения должны не только владеть теоретическими вопросами, касающимися химических процессов, законов, явлений, но и свободно оперировать основными практическими навыками.

Заключение

Независимо от преподаваемой учебной дисциплины, всеми школьными учителями составляется рабочая программа по предмету. Ее структура разрабатывается и утверждается в каждом конкретном учебном заведении, имеет некоторые отличия по содержанию регионального компонента.

После введения в российские дошкольные учебные заведения стандартов второго поколения подобные учебные планы по каждого виду занятий стали писать и воспитатели детских садов. Любая программа имеет определенную структуру, которой должны придерживаться все педагогические работники страны, независимо от вида учебного заведения.

Сначала прописывается пояснительная записка, в которой четко указываются цели, основные задачи курса, его элементы. Учитель указывает в своем рабочем плане УМК, по которому он будет работать с учениками. Также в планировании должны быть отмечены часы, которые будут выделяться на проведение контрольных, практических, лабораторных работ.