Трюффо Франсуа, французский кинорежиссёр, актёр: биография, творчество

Французское кино всегда разительно отличалось от других. С одной стороны, ему присуща некая жестокая прозаичность, а с другой – удивительный шарм и легкость. Важную роль в создании и поддержании такого имиджа сыграл известный режиссер Франсуа Трюффо. Несмотря на то что его уже более 30 лет нет в живых, никто из соотечественников пока не смог его превзойти. Как же складывалась его судьба?

Франсуа Трюффо: биография детских лет

Говорят, что люди становятся великими не благодаря воспитанию родителей, а вопреки ему. И хотя это высказывание довольно спорно, в случае с Франсуа Трюффо оно было справедливым. Дело в том, что будущий режиссер был случайным плодом романа молодой секретарши Жанин де Монферран и студента-дантиста из Байонны Ролана Леви. Эти отношения исчерпали себя задолго до рождения малыша. Но знал ли Леви о беременности Жанин и бросил ее в таком положении, или же они расстались до того, как женщина поняла, что беременна, – неизвестно. трюффо франсуа

После рождения Франсуа (а случилось это в феврале 1932 г. в столице Франции) его мать, не имея мужа, вынуждена была сама себя обеспечивать. Поэтому она отправила сына на воспитание к матери. Печальным остается тот факт, что даже когда финансовое положение мисс Монферран улучшилось, она не спешила забирать свое дитя к себе. Таким образом, первые 10 лет жизни малыш провел с бабушкой и нянями.

В поисках родного отца

В 1942 г. любимая бабушка, заменившая мальчику мать, умерла. Из-за этого обстоятельства Жанин (которая к тому времени уже несколько лет была женой архитектора Ролана Трюффо) вынуждена была забрать к себе нелюбимого сына. режиссер франсуа трюффо

Отношения ни с Жанин, ни с ее мужем (который официально усыновил Трюффо Франсуа, когда тот был еще младенцем) у мальчика не сложились. Более того, сразу же после переезда малыш чувствовал себя лишним. Казалось, чтобы подчеркнуть это, его заставляли спать в коридоре.

Несмотря на явное пренебрежение родителей, парень рос любознательным. Однажды ему на глаза попался старый дневник отчима, из которого он узнал, что у него другой отец. Желание найти его с тех пор не покидало парня, и когда он повзрослеет и прославится, наймет детектива и узнает, кто это был. Но это не принесет Франсуа желаемого счастья. Однако это будет через много лет, а пока новая информация внесла еще большее напряжение в отношения с родными, и Трюффо Франсуа стал все свободное временя проводить вне дома.

Небеса были милостивы к нему, и он не попал в плохую компанию, а, наоборот, подружился с Робером Ляшене. Именно он на всю жизнь станет не только близким другом, но и прообразом одного из главных героев кинокартины «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо.

Страсть к кино

Будущему режиссеру довольно рано пришлось на своей шкуре прочувствовать жестокость этого мира, но не обозлиться ему помог волшебный мир кино.

Еще будучи восьмилетним, Трюффо Франсуа впервые увидел кинофильм «Потерянный рай» и после этого стал все больше и больше увлекаться этим искусством. Чтобы увидеть очередную ленту, мальчик прогуливал школу, тратил все карманные деньги, а если их не было, пробирался без билета в кинотеатр.

Влюбленность в кино была всепоглощающей. Но юноша мечтал не только быть зрителем, но и создавать собственные картины. Поэтому когда в очередной раз его исключили из школы за плохое поведение и прогулы, он решил, что достаточно взрослый, чтобы начать самостоятельную жизнь.

На вольных хлебах

Бросив школу, Трюффо Франсуа, однако, прекрасно осознавал, что без знаний ему не обойтись. Поэтому он занялся самообразованием – еженедельно читал по 3 книги и просматривал по 3 кинофильма ежедневно. Кроме того, юноша организовал собственный клуб фанатов кино. Благодаря этому начинанию он смог познакомиться с успешным кинокритиком Андре Базеном. Этот человек сумел разглядеть в юном хулигане настоящий талант. Поэтому Базен занялся воспитанием Франсуа, а увидев прогресс своего протеже, дал юноше работу кинокритика в своем журнале Cahiers du Cinema.

Когда юноше исполнилось 18, его призвали в армию. Однако к военной службе Франсуа относился резко негативно, поэтому попросту сбежал с призывного пункта. Его поступок попадал под категорию «дезертирство», и у парня могли быть серьезные проблемы с законом. К счастью, его работодатель смог уладить этот инцидент и добиться того, чтобы Трюффо комиссовали с отметкой «демобилизован из-за неустойчивости характера».

Первые режиссерские работы

Когда Франсуа Трюффо исполнилось 22 года, он написал сценарий и снял по нему свой первый короткометражный кинофильм «Визит». Однако этот проект остался незамеченным в киномире. американская ночь франсуа трюффо

Понимая, что ему не хватает практического опыта, юноша устроился работать помощником известного режиссера Роберто Росселлини. Спустя год работы с ним Трюффо предпринял еще одну попытку создать собственную картину - «Сорванцы».

Эта короткометражка была гораздо лучше принята, и начинающий режиссер открывает собственную киностудию Les Films du Carrosse. Здесь он в 1958 г. снимает свой первый полнометражный кинофильм «История воды».

Франсуа Трюффо был не только режиссером этого проекта, но и сценаристом. Однако в работе ему очень помог его давнишний друг и коллега Жан-Люк Годар, который стал не только соавтором киносценария, но и вторым режиссером, так как на то время самостоятельно уже снял несколько неплохих кинокартин.

Серия фильмов об Антуане Дуанеле

После того как «История воды» заслужила весьма высокие оценки известных кинокритиков, Трюффо решил снять киноленту самостоятельно. Так появилась автобиографическая лента «Четыреста ударов». четыреста ударов франсуа трюффо

Эта кинокартина стала настоящим прорывом не только во французском, но и в мировом кинематографе. Фактически с нее возникло направление - Французская новая волна, которое почти два десятилетия было самым известным на родине Трюффо.

«Четыреста ударов» рассказывала о судьбе юноши по имени Антуан Дуанель, который фактические являлся альтер-эго самого режиссера. Поведав в этой ленте о своем непростом детстве, Трюффо посвятил ее человеку, помогшему ему стать режиссером, но не дожившему до премьеры «Четырехсот ударов» - Андре Базену.

Этой работой, принесшей ему приз Каннского фестиваля, сделал себе имя в мире кино Франсуа Трюффо. Фильмы его теперь становились настоящими событиями и выходили по одному-двум в год: «Стреляйте в пианиста», «Жюль и Джим», «Нежная кожа», «Невеста была в черном» и экранизация знаменитого романа Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту».

Через 3 года после «Четырехсот ударов» Трюффо снимает его продолжение - киноновеллу «Антуан и Колетт», входящую в состав ленты «Любовь в двадцать лет».

Еще через 6 лет появляются «Украденные поцелуи». В этой картине Дуанель уже повзрослел и пытается найти свою любовь и место в жизни, однако, как и в детские годы, все оказывается совсем не просто.

После «Украденных поцелуев» режиссер еще дважды снимал кинокартины об Антуане Дуанеле: «Семейный очаг» и «Сбежавшая любовь». Конечно, они уже не имели такого успеха, как дебютная лента цикла, однако были очень хорошо приняты зрителями и кинокритиками.

Оскароносная «Американская ночь» Франсуа Трюффо

Хотя у себя на родине режиссер довольно быстро заслужил славу гения, покорить Голливуд ему долго не удавалось. Все изменила кинолента 1973 г. «Американская ночь». Она рассказывала о процессе съемок и была настолько хорошо принята зрителями во всем мире, что завоевала «Оскар», а также его британский аналог – BAFTA.

Примечательно, что в этом проекте сыграл Жан-Пьер Лео (актер, прославившийся благодаря роли Антуана Дуанеля) и сам Трюффо.

«Американская ночь» не только прославила своего создателя, но и показала всему миру, что французское кино не уступает голливудскому.

Другие известные кинокартины

Великий режиссер не позволил успеху вскружить себе голову после получения "Оскара". Он продолжил снимать ленты, но не согласно голливудским или французским коммерческим стандартам, а по велению сердца.

По доброй традиции многие картины Трюффо содержали автобиографические элементы. К примеру, лента «Мужчина, который любил женщин», рассказывающая о любовных приключениях 40-летнего инженера Бертрана Марана, в котором без труда угадывается режиссер.

Главными героями его работ не всегда были мужчины. Так, в проекте «Такая красотка, как я» Франсуа Трюффо рассказывает историю женщины-убийцы, на чьей совести кровь ее мужа и любовника. Режиссер пытается во всех красках, даже с элементами некого юмора показать, как и почему главная героиня встала на преступный путь. франсуа трюффо фильмы

Нельзя обойти вниманием самый кассовый кинофильм Франсуа Трюффо – «Последнее метро», в котором снялись молодые Катрин Денев и Жерар Депардье. Эта лента входила в трилогию Трюффо об искусстве: кино «Американская ночь», театр «Последнее метро» и мюзикл. Закончить этот цикл режиссер так и не успел.

В «Последнем метро» режиссер впервые работал с Жераром Депардье, и этот опыт ему понравился, поэтому он вновь пригласил молодого артиста в свою следующую картину «Соседка». Если в «Последнем метро» тема любви хотя и была важной, но не так ярко выделялась, то в новой ленте она оказалась в центре внимания. Партнершей Депардье стала обворожительная Фанни Ардан, которая в процессе съемок сблизилась с Франсуа Трюффо и стала его музой. Поэтому он снял ее в своем последнем кинофильме – детективной истории «Скорей бы воскресенье!».

Актерские работы Трюффо

Несмотря на то что он был отличным режиссером, иногда хотел побыть по другую сторону камеры Франсуа Трюффо. Фильмы, в которых он выступал в качестве актера, немногочисленны – их всего 4: «Дикий ребенок», «Американская ночь», «Близкие контакты третьей степени» и «Зеленая комната». Три из них были сняты самим режиссером, и только «Близкие контакты третьей степени» - работа Стивена Спилберга. Интересно, что роль Франсуа признана в ней лучшей среди всех его актерских работ.

Любимые женщины Франсуа Трюффо

Как можно понять из его кинолент, режиссер любил женщин, и они отвечали ему взаимностью.

Впервые пошел под венец Трюффо в 1957 г. с Мадлен Моргенштерн. Этот брак продлился 8 лет, по истечении которых супруги разошлись, и 2 дочки остались жить у матери. Вероятнее всего, этот брак был заключен по расчету, так как Мадлен была дочкой известного французского кинопрокатчика, который и помог Трюффо открыть собственную студию.

О романах Франсуа ходили многочисленные слухи, но насколько они были правдивы – неизвестно. Что касается женщин, отношения с режиссером которых подтверждены фактами, то к ним относится звезда пенталогии Трюффо об Антуане Дуанеле - Клод Жад. история воды франсуа трюффо Во время работы режиссер ухаживал за ней и попросил ее руки у родителей. Однако на свадьбу не явился, так и не объяснив причины. Клод смогла перенести этот удар и сохранила дружеские отношения с бывшим женихом.

Последней любовью режиссера стала Фанни Ардан, снявшаяся в последних его двух лентах. франсуа трюффо биография Она родила Трюффо еще одну дочь. Влюбленные так и не оформили своих отношений, проведя последние годы мэтра французского кино вместе. Стоит сказать, что это было непростое время, так как у Франсуа Трюффо диагностировали рак мозга, из-за которого он невыносимо страдал и умер в октябре 1984 г.

Похоронен Трюффо был на кладбище Монмартр в Париже.

Этот великий человек прожил очень мало – всего 52 года. Однако он сумел с пользой провести их, создав 25 разнообразных и ярких кинофильмов, благодаря которым и вписал золотыми буквами свое имя в историю мирового кинематографа.