«Паллада» – фрегат-легенда русского флота

Русский фрегат «Паллада» 19 века – совершенное творение российского кораблестроения, когда сошел со стапелей, то вызвал восхищение моряков Балтики.паллада фрегат

Строительство фрегата

В сентябре 1831 года император Николай I отдал личное указание о строительстве нового фрегата полковнику-кораблестроителю В. Ф. Стокке. Он еще до закладки получил имя мудрой дочери Зевса, покровительницы войны и искусств – «Паллада». Фрегат предназначался для заграничных путешествий царской фамилии, и потому для его строительства использовались не только новейшие технологии, но и самые лучшие материалы.

02.11.1831 году в Охте на верфях был заложен новый корабль. Корпус сделали из лиственницы и дуба, палубы – из дерева тика. В кубриках впервые прорезали круглые иллюминаторы с окантовкой из бронзы, укрепленные толстым стеклом.

После закладки киля на фрегате его командиром был назначен опытный капитан-лейтенант П. С. Нахимов. Он уже совершил кругосветное путешествие и на корабле «Азов» участвовал в разгроме турецкой эскадры в 1827 году. Когда строилась «Паллада», фрегат русского военного флота, П. Нахимов внес огромное количество усовершенствований: цепи вместо канатов для якорей, питьевая вода стала храниться в луженых квадратных цистернах. Это только малая часть предложений П. Нахимова. Меньше года ушло на постройку корабля, оборудование которого была самым совершенным в русском флоте.

В результате, когда 01.09.1832 сошла со стапелей «Паллада», фрегат направился в Кронштадт для обшивки днища медью. В 1833 году фрегат был полностью готов к боевой службе.

Служба фрегата

В первый год только пробовала свои ходовые качества «Паллада». Фрегат изредка выходил за пределы Финского залива. Потом П. Нахимова перевели на Черноморский флот, и капитаном «Паллады» стал П. А. Моллер. В 1834 году, возглавив отряд судов, фрегат «Паллада» сопровождал пароход «Ижора», который переправлял принца и принцессу из Пруссии в Петергоф. Затем он был направлен с дипломатическими документами в Копенгаген. На следующий год фрегат нес особое поручение. Его грузом были золотые слитки, которые «Паллада» доставила на монетный двор Англии. После капитального ремонта в 1846 году парусный корабль совершил плавание в Северное море и пролив Ла-Манш. В 49-50-м годах фрегат совершил дальний вояж через Атлантический океан и Средиземное море, пройдя свыше 13 тысяч миль.

Японская дипломатическая миссия

фрегат российского военного флота

С 1852 по 1855 год под началом вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию была направлена торговая миссия для заключения договоров. В ней в качестве секретаря принял участие писатель И. А. Гончаров. Он написал книгу, путевые заметки «Фрегат Паллада».фрегат паллада история Она прошла через Атлантику, обогнув мыс Доброй Надежды, Индийский и, наконец, Тихий океаны. В это время неоднократно на своем пути «Паллада» встречала штормы и тайфуны и показывала исключительные мореходные качества и слаженные действия команды. Переговоры с Японией в Нагасаки были неудачными, и корабль отплыл исследовать берега Кореи.

Гибель «Паллады»

В связи с началом Крымской войны, фрегат был отозван в Россию. Но он был уже стар, корпус – расшатан и требовал капитального ремонта в доке. Были неоднократные попытки ввести его в устье Амура, которые не удались из-за слишком мелкого фарватера. После зимовки в Константиновской (ныне Постовая) бухте «Паллада» представляла жалкое зрелище: трюмы заполнены водой, ванты и паруса обвисли, верхняя и носовая части палубы были полностью разрушены. В январе 1856 году было принято решение затопить фрегат в той же бухте, где он стоял.паллада фрегат учебный По сегодняшний день там находятся его останки. Среди моряков появилась традиция спускать водолазов к месту затопления фрегата. Его исторические детали хранятся в музеях Петербурга и Владивостока.

Отслужив двадцать три года, закончил свое существование фрегат российского военного флота. Это было изящное и благородное судно, по определению писателя А. Гончарова, который с болью в сердце расставался с ним и командой.

Продолжение истории – современный парусник

К счастью, в конце XX столетия было решено восстановить фрегат «Паллада». История говорит, что изящные красавцы-парусники, украшавшие все гавани мира, могут найти себе применение и в современных условиях. Это происходит вопреки бесчувственному к романтике техническому прогрессу. В современном флоте парусные суда как учебные нашли свое место. В России это фрегат «Мир», парусник «Седов». Среди них есть и «Паллада» – фрегат учебный и научно-исследовательский одновременно. Он получил свое наименование в честь известного русского военного судна XIX века.

Где и когда он построен

В 1989 году его построили в Польше на Гданьской верфи. У него три мачты, как и положено для фрегата, но по неизвестным причинам он числится как барк. Корпус сделан из стали. Его флаг взвился 4 июля 1989 года. Он управляется преимущественно вручную. Для этого имеется двадцать шесть парусов.русский фрегат паллада 19 века При входе в гавань и выходе из нее и для управления кораблем во время шторма у него есть два двигателя. Он приписан к порту Владивостока и принадлежит Дальневосточному университету. Экипаж состоит из 51-го человека. На нем занимается 144 практиканта. Первое длительное плавание судно совершило в 1992 году в суровых северных условиях, когда его нещадно трепали штормы. Затем «Паллада» отправилась в кругосветное путешествие в 2007 – 2008 годах. Она перешла экватор и зашла в девятнадцать портов. Во время путешествия делались замеры скорости под парусами. Оказалось, что его максимальная скорость 18,8 узла, что было зафиксировано в бортовом журнале и также заснято на видео. Под двигателями скорость почти вдвое ниже.

Всего в активе у судна посещение 35-ти стран мира и заход в более чем сотню портов.

Современная «Паллада» гордо несет имя предшественницы.