Иосиф Флавий: биография, работы

Этот человек снискал славу и на литературном поприще, и в военном деле. Он был выдающимся историком античного периода, но оценки его трудов, написанных на бумаге, носят неоднозначный характер. Но Иосиф Флавий - едва ли не единственный, кто в подробностях изложил события, происходящие в масштабной исторической вехе, которая берет начало с периода Маккавеев и заканчивается первой Иудейской войной. Он хотел, чтобы мир узнал уникальную историю и культуру иудеев. Иосиф Флавий надеялся, что он поменяет отношение к этому древнему и многострадальному народу. И ему действительно это удалось. История Иосифа Флавия содержит немало интересных и примечательных фактов.

Биография

Он появился на свет в 37 году, когда власть в государстве перешла к Гаю Калигуле. По отцовской линии Иосиф Флавий был потомком знатного священнического рода.

Иосиф Флавий

Мать историка тоже была голубых кровей, поскольку происходила из царского рода Хасмонеев-Маккавеев. Родители позаботились о том, чтобы Иосиф Флавий, книги которого представляют огромную историческую ценность, получил достойное образование (греческое и еврейское). Уже с юношеских лет он видел страдания и несправедливость, которые творилась в отношении иудеев, поэтому всячески старался помочь им. Однажды Иосиф даже поехал в Рим, чтобы отстаивать интересы знатных евреев, которых обвинил в преступлениях прокурор Феликс. Здесь ему удалось встретиться с супругой императора и благодаря этому спасти своих подопечных.

Оборона Галилеи

Спустя некоторое время после возвращения в еврейскую столицу Флавий узнает, что его родной народ хочет восстать против римлян. Он выступает против кровопролития и примыкает к группе фарисеев, которые придерживались миролюбивых взглядов в политике. Но римский правитель сам вынашивал планы по захвату территорий, принадлежащих еврейскому народу. И его взгляд был устремлен в сторону Галилеи. Иосифу было поручено обеспечить защиту этой «северной» провинции. В 67 году римский император Веспасиан атаковал Галилею и стал захватывать местные крепости. Флавий с войском находился в крепости Йотапата.

Иосиф Флавий Иудейская война

Иосиф как мог противостоял мощной армии римлян, но фортуна была не на его стороне. Иудеи проиграли, но успели скрыться вместе со своим предводителем в одной из пещер. Но спустя некоторое время Весписиан узнал, где прячется неприятель и приказал Иосифу сдаваться, пообещав тому, что его никто не тронет. Флавий согласился, а вот его воины отказывались сдаваться на милость победителя. Они, обвинив своего предводителя в отщепенстве и отступничестве, были готовы лишить жизни Иосифа. Но предводитель предложил собственный выход из положения: бросать жребий, и тот, кому он выпадет, должен быть убит. Спустя некоторое время в живых остался Флавий и один воин. Предводитель уговорил того сдаться Веспасиану, и он согласился.

Спасение

Оказавшись в лагере у римлян, Иосиф предсказал Веспасиану его дальнейшую судьбу в качестве императора. В частности, Флавий сообщил, что Гальба будет насильственно убит, тело его обезглавят, а Нерон покончит жизнь самоубийством. Также он расскажет римскому императору о серьезном противостоянии за трон между Вителлием и Оттоном. Веспасиан принял такое предсказание за правду и щедро наградил Иосифа. Спустя некоторое время император определил иудея на службу к своему сыну Титу в качестве переводчика. После этого за Иосифом закрепилось фамильное имя господина «Флавий».

Иосиф Флавий иудейская

В те времена любой чужеземец воспринимался римлянами как варвар, который был ограничен в правах. Но бывали и случаи, когда представителям правящей элиты были заинтересованы в том, чтобы тот или иной иноземец поступил к ним нас службу. Тогда инициировался публичный акт покровительства: иностранец получал официальную грамоту, которая подтверждала факт того, что он находится под протекцией римлянина, принадлежавшего к правящей элите. И Иосиф не стал исключением: ему тоже подготовили такой документ. Теперь он стал Флавием, и это указывало на то, что у него появился конкретный покровитель.

Когда римляне отправились в военный поход, целью которого был захват Иерусалима, Иосиф убеждал своих соотечественников не оказывать сопротивления. Когда еврейская столица пала, Флавий попросил Тита отдать ему все священные книги из местных библиотек.

Финишный отрезок своей жизни историк провел во дворцах римских императоров. Веспасиан удостоил его статуса римского гражданина и даровал ему земли в Иудее. Тит и Домициан также обеспечивали протекцию Иосифу. Находясь в спокойной и непринужденной атмосфере, царившей в покоях императора, Флавий начал заниматься писательством. Точная дата смерти историка неизвестна.

Творчество

Его литературные сочинения представляют огромную ценность уже потому, что других источников, в деталях освещающих историю «еврейского» народа, попросту нет. Свой материал Флавий излагает в простой и понятной форме. Но некоторые ученые критикуют его за то, что в некоторых местах он необъективен в оценках происходящих событий. Например, Иосиф оправдывает политику римлян, выступающих в качестве военного агрессора.

Иосиф Флавий древности

Так или иначе, его перу принадлежит два масштабных произведения: «Иудейские древности» и «Иудейская война». Но не следует принижать значимость его публицистических «эпосов» под названием «Автобиография» и «Против Апиона».

Первый труд

Итак, о чем же произведения, которые написал Иосиф Флавий? «Иудейская война» - это целая серия книг, в которых автор описывает поход Антиоха Епифана на Иерусалим и войну, которая была направлена против Рима. Историк в подробностях повествует о том, как была захвачена еврейская столица римскими легионами в 70-х годах. Естественно, ему было о чем написать, тем более что очевидцем тех событий был сам Иосиф Флавий. Иудейская война с римлянами, по мнению автора, до него была описана софистами с некоторыми неточностями и погрешностями, причем с предвзятым отношением к евреям.

Второй труд

История многострадального народа была описана и в другом произведении «придворного» литератора. Что же еще написал Иосиф Флавий? «Иудейские древности» - так называется еще один эпос, посвященный прошлому евреев. Он состоит из 20 книг. В первой части произведения автор подробно излагает содержание книг Танаха, а во второй он описывает период правления представителей Хасмонейской династии и заканчивает повествование событиями, предшествующими войне с Римом. На протяжении долгих лет трудился над этим фундаментальным произведением Иосиф Флавий. «Древности» начинаются с момента сотворения Вселенной. В первой части автор, по большей части, руководствуется Библией. Но это далеко не единственный источник, который использовал историк при написании своего второго эпоса. Он изучил множество императорских указов, межгосударственных соглашений, исторических трудов, прежде чем сесть за написание «Иудейских древностей».

Третий труд

Что же касается «Автобиографии», написанной Иосифом Флавием, то в ней отражены события из жизни автора, которые не описывались в «Иудейской войне». Вместе с тем, «Автобиография» как бы является неким дополнением «Иудейских древностей» и «Иудейской войны».

Иосиф Флавий Иудейские древности

При этом автор на станицах книги полемизирует с историком Юстом Тивердианским, который винит Флавия в том, что тот инициировал бунт евреев против римской тирании.

Четвертый труд

В произведении «Против Апиона» Иосиф решил использовать известный афоризм: «Краткость – сестра таланта». Здесь он повествует в жанре апологии. Флавий не скрывает своей симпатии к еврейскому народу и не делает никаких привилегий ни римлянам, ни эллинам, ни египтянам. В произведении он подчеркивает самобытность иудеев и верховенство их «Божьего закона» над другими нормативными системами, по которым привыкли жить народы.

Религиозная составляющая в творчестве

Так или иначе, но Иосиф Флавий («Иудейская война) – первый, кто в своих трудах засвидетельствовал смерть Иоанна Предтечи и распятие сына Божия. Опять можно обратиться к «Иудейским древностям». Вот как писал Иосиф Флавий об Иисусе: «В тот период жил Христос, человек мудрый, если его можно называть человеком. Он творил настоящие чудеса и наставлял простых людей, которые пытались познать свое место в земной жизни. Но на сына Божия донесли, и Пилат приказал распять его на кресте». Но формально это единственное упоминание историка о Мессии. Но неужели Иосиф Флавий об Иисусе Христе больше нигде не повествует? Дело в том, что Второе свидетельство посвящено уже брату Мессии – Иакову, который фигурирует в книге Деяний Апостолов. Флавий описывает один эпизод, когда Иаков подвергается избиению камнями по приказу священника Аннана, который был противником христиан.

Оценка его творчества у соотечественников

Следует отметить, что на Родине Иосифа неоднозначно относятся к его творчеству. Некоторые евреи до сих пор считают его предателем. Только благодаря бережливости христиан его литературные труды дошли до наших дней.

Иосиф Флавий книги

Причем они считаются едва ли не главным доказательством того, что события, изложенные в Новом Завете, происходили на самом деле. В литературных эпосах Флавия содержится уникальные сведения, касающиеся прошлого греческих полисов, таких стран, как Армения, Набатия, Парфия. Их правдивость не подлежит сомнению уже потому, что участником некоторых исторических событий был непосредственно он сам.

И конечно же, не следует игнорировать один немаловажный факт: несмотря на то что римляне испытывали злобу по отношению к евреям, Иосиф Флавий ни на минуту не забывал, что он принадлежит к древнейшему народу и всячески чтил его традиции и культуру.

Следует отметить, что в эпоху Веспасиана жил еще один «перебежчик» - Рабби Йоханан бен Закай. Его судьба во многом схожа с судьбой Флавия. Он также присягнул на верность римскому императору, бежав из осажденного Иерусалима.

Заключение

Но и тот и другой предрекали бесперспективность военных операций, которые оборачивались серьезными последствиями для иудеев.

История Иосифа Флавия

И Иосиф Флавий был вынужден, исполняя функции парламентера, уговаривать свой народ не оказывать сопротивление римлянам. Он всячески старался избежать никому не нужного кровопролития. Историк был искренне уверен, что спасение иудейского народа заключается не в героизме и бесполезном самопожертвовании, а в его преданности и служении Небесному царю.