Созвездие Андромеда: описание и интересные факты

Холодный осенний вечер... Над макушками пожелтевших деревьев дрожат и мерцают далёкие звезды. На юге виден Большой летний треугольник — три наиболее яркие звезды. Но время его проходит: ближе к полуночи треугольник приближается к горизонту, а на южном склоне место занимает большой ковш созвездий Пегаса и Андромеды.

созвездие осеннего неба андромеда

Уже более двух тысяч лет, со времён Гиппарха и Эратосфена, созвездие осеннего неба Андромеда ярко мерцает среди россыпи далёких звёзд.

Легенда созвездия Андромеды

Во времена, когда миром правила магия, в эпоху богов Олимпа в далёкой стране под названием Эфиопия правил царь Цефей. У него были жена Кассиопея и дочь Андромеда.

И все было бы хорошо в стране царя Цефея, если бы не хвастовство его прелестной жены Кассиопеи. Как-то раз жена царя похвасталась, что красивее нереид и нимф. Морские красавицы прослышали об этом. Обида перехлестнула через край, и они пожаловались богу морей Посейдону. Будучи его дочерями и внучками, они понимали, что он их выслушает и не оставит безнаказанно жуткое оскорбление.

Разгневался тогда Посейдон и наслал на Эфиопию страшное чудовище. Ужасный Кит постоянно выходил из моря и разрушал страну. Опечалился тогда царь Цефей, узнав всю правду от жены, и пошёл за советом к оракулу Зевса. Тот выслушал его и посоветовал отдать дочь Андромеду за чудовище - Кита, для того чтобы наступил мир в стране. Но как можно было принести в жертву свою собственную дочь? В полном смятении Цефей побрёл домой. Через некоторое время народ узнал о совете оракула и заставил царя решить этот вопрос.

Расплата

Андромеда, прикованная цепями к скале, с ужасом ожидала своей смерти.

андромеда созвездие легенда

Но вдруг неожиданно появился Персей, узнав всю правду, он стал дожидаться чудовище, чтобы сразиться с ним.

Счастливый конец истории

Как и в любой хорошей мифической легенде, добро победило зло.

Но не обошлось и без эксцессов. Андромеда была обручена с Финнеем, братом Цефея. Он явился на свадьбу Персея и Андромеды и потребовал вернуть невесту. Но Персей не собирался отдавать красавицу невесту. Он достал голову медузы Горгоны и превратил Финея в камень. Такова история времён магии и богов. И мы невольно будем вспоминать о ней, наблюдая на небе, как ярко мерцает Андромеда - созвездие, легенда о котором столь красива и поучительна.

андромеда созвездие легенда

Как найти Андромеду на небе?

Прочитав интересную легенду, скорее всего, вам захочется увидеть Андромеду собственными глазами. Отыскать её несложно. Проще всего обнаружить созвездие осенью. В период с сентября по начало декабря созвездие Андромеда можно наблюдать с начала сумерек до утра. Вечером астеризм находится на востоке, чуть ближе к полуночи – на юге. Ближе к утру смещается в западном направлении. Сначала понадобится разыскать гигантский четырёхугольник – Квадрат Пегаса.

звезды созвездия андромеда

Слева от Квадрата можно увидеть цепочку звёзд такой же светимости. Именно это и есть звезды созвездия Андромеда.

Можно найти искомый астеризм другим способом. Сначала найдите созвездие Кассиопеи, оно выглядит как буква М или W, в зависимости от положения астеризма на небе. Звезды Андромеды находятся непосредственно под этой «буквой». С наступлением декабря созвездие Андромеда смещается на запад. Ближе к весне астеризм уже находится в северо-западном направлении. А с приближением лета выходит лишь в период зари, и заметить его достаточно сложно.

Свет городских огней угасает, а звезды загораются

Конечно же, даже человеку с богатым воображением сложно представить девушку, смотря на «ручку» в небе. Однако эти три звезды не все созвездие – Андромеда (фото представлено ниже) занимает гораздо большую площадь на небе. С северной стороны астеризм граничит с созвездиями Пегаса и Кассиопеи, на юге - с Треугольником и Рыбами, а с запада ограничен Ящерицей и Пегасом.

созвездие андромеда фото

Однако чтобы увидеть все звезды созвездия Андромеды, понадобится выехать за черту города, где свет ночного освещения отсутствует. Немного привыкнув к темноте, вы поразитесь огромному количеству звёзд на небе, которые видны невооружённым глазом. Взгляните на наше созвездие Андромеда - альфа Андромеды формирует левый верхний угол Квадрата Пегаса - голову девушки. Следующие объекты δ, σ и θ формируют плечи Андромеды, β, μ и ν созвездия— её талию. Другие объекты - γ и М51 Андромеды — её ноги. Руки девушки отмечены звёздами λ с одной стороны и ζ - с другой.

Вы видите, что руки девушки раскинуты в стороны. Почему? Ответ очевиден: она прикована к скале. Если всмотреться, то созвездие Андромеды действительно напоминает фигуру девушки прикованной к скале.

созвездие андромеда
Прогулявшись вдали от городских огней, вы увидели, как «ручка» приобрела очертания девушки из древней легенды.

Некоторые термины простым языком

Возможно, будет немного сложновато запомнить или понять некоторую часть описания.

Мы вам поясним простым языком некоторые используемые термины и выражения в статье:

1. Гиганты – звезды гораздо больше нашего Солнца (является жёлтым карликом).
  2. Температура в Кельвинах на 273 градуса больше, чем по Цельсию (0 градусов по Цельсию переводится как 273 градуса по Кельвину).
  3. Световой год – это расстояние, которое свет преодолевает за время в один год (к примеру, от Солнца к Земле свет доходит за 8 минут 19 секунд).
  4. Часто упоминается «спектральный класс» - учёные определяют температуру далёкой звезды с помощью некоего спектра (подобно радуге с разной шириной полос всех цветов).
  5. Звезды созвездий (объектов) обозначаются, начиная с самой яркой, при помощи греческого алфавита: α, β, γ и так далее. Могут иметь, кроме этого, отдельное название. Например: Альферац или α Андромеды.

Созвездие Андромеда: описание звёзд

созвездие андромеда описание

Начнём с самой яркой звезды нашего астеризма.

Альферац - самая яркая звезда созвездия Андромеды, с арабского языка в переводе означает «пуп коня». С античности и средневековья до XVII века эта звезда принадлежала одновременно двум созвездиям — Пегасу и Андромеде.

Альферац - это голубой субгигант с температурой 13 000 градусов по Кельвину, излучающий свет в 200 раз больше, чем Солнце. Он находится на расстоянии 97 световых лет от Земли. Исследование спектра показало, что Альферац — парная звезда. Она считается ярким представителем удивительного класса ртутно-марганцевых звёзд.

В их атмосфере может наблюдаться избыток европия, галлия, ртути и марганца, а доля всех остальных элементов незначительна. Учёные предполагают, что главной причиной аномалии может быть сильное влияние излучения и гравитации звезды.

β созвездия Андромеды – Мирах, достаточно крупный объект, относится к группе красных гигантов.

Аламак - γ Андромеды, является третьей по яркости звездой созвездия. Это сложная система, которая состоит из четырёх ярких компонентов. Аламак - это одна из красивых двойных звёзд, за которой можно наблюдать даже через небольшой телескоп. Её главная жёлтая звезда имеет голубоватый спутник и считается гигантом спектрального класса K3. Температура объекта достигает порядка 4500 K. Радиус Алмака в 70 раз больше, чем у нашего светила.

Таковы основные характеристики трёх самых ярких звёзд в созвездии Андромеды.

Интересные факты

Так где же была скала, к которой приковали Андромеду? Этим вопросом задавались многие географы прошлого. По мнению Страбона, скала находилась в Иопе, недалеко от города Тель-Авив. Еврейский летописец Иосиф Флавий (I век нашей эры) даже утверждал, что на берегу можно было обнаружить отпечатки от цепей Андромеды и останки чудовища!

Что касается Эфиопии, то она достаточно далеко от Израиля. Очевидно, эта скала находилась на берегу Красного моря, а сама Андромеда была негритянкой. Правда, по мнению Геродота, все описанные события происходили на территории Индии. Однозначно вопрос остается открытым. Вполне допустимо, что легенда рассказывала о реальных событиях, но трансформированных в некий миф, дошедший до нашего времени.