Китайский авианосец "Ляонин": история, особенности, технические характеристики и интересные факты

Авианосцами называют огромные суда, на палубу которых могут садиться самолеты и вертолеты. Они как нельзя лучше иллюстрируют боевую мощь государства. Далеко не каждая страна может похвастаться наличием в своем вооружении авианосца. Авианосец «Ляонин» стал первым судном такого класса, которое пополнило ряды военно-морского флота Китая. Прежде чем это произошло, судну пришлось пережить немало интересных событий. Оно создавалось в Советском Союзе, достраивалось на Украине и в результате попало в Китай. Давайте разберемся, как все это произошло и чем вообще может похвастаться китайский авианосец с советскими корнями.

Авианосец "Ляонин"

Строительство

В декабре 1985 года на черноморском судостроительном заводе было знаменательное событие – спуск на воду головного крейсера проекта 11435. Освободившаяся платформа для строительства, которая в корабельной практике называется стапелем, пустовала недолго – вскоре на ней заложили новый ТАКР (тяжеловесный авианесущий крейсер). Сначала судну дали имя «Рига». Оно, в отличие от головного крейсера проекта, было рассчитано на применение в тихоокеанских водах. Главное отличие судна от головного корабля состояло в более современном радиолокационном комплексе.

Спуск на воду

В ноябре 1988 года «Ригу» спустили на воду. Строительство должно было завершиться на плаву. Летом 1990 года будущий авианосец переименовали в «Варяг». На первых порах строительство судна шло стремительно, с четким соблюдением графика. Но к концу 1991 года, когда СССР начал распадаться, строительство остановилось. На тот момент корабль был готов на 68 %. В конечном итоге в 1992 году его законсервировали. От финансирования отказалась как Россия, так и Украина. Корабль даже не смогли уберечь – в 1993 году, когда охрану распустили из-за отсутствия финансирования, судно начали разворовывать.

Авианосец Китая "Ляонин"

Новый хозяин

Чтобы от крейсера была хоть какая-то польза, его решили продать как металлолом. В 1997-м объявили международный тендер на приобретение корабля. Туристическая фирма, зарегистрированная в португальской колонии Макао, предложила за судно самую большую цену – 20 миллионов долларов. В результате весной 1998-го недостроенный авианесущий крейсер стал принадлежать ей. Компания утверждала, что в огромном корпусе авианосца она построит помпезный торговый центр. Немного позже оказалось, что компания была подставной. Сегодня уже никто не скрывает, что фактически корабль приобрели военно-морские силы Китая.

Доставка к покупателю

Чтобы судно было доставлено на место назначения, понадобилось много времени и ресурсов. Корабль не успели оснастить двигателями и системами управления, а значит, его нужно было буксировать. Территорию завода недостроенный авианосец покинул летом 2000 года. Стоило ему попасть в Черное море, как возникли проблемы с турецкими властями. В результате он простоял на месте практически до зимы 2001 года. Отправившись в путь и дойдя до Эгейского моря, крейсер из-за сильного шторма оторвался от буксира.

Когда сцепку с горем пополам восстановили, судно отправилось вокруг Африки, через Гибралтар. Затем оно через Индийский океан и Сингапур вышло в Южно-Корейское море. И лишь в марте 2002 года бывший «Варяг» был доставлен в китайский порт Далянь. Его путь к месту назначения составил 15 тысяч миль.

Первый китайский авианосец "Ляонин"

Дальнейшая судьба

Корабль продавали в качестве металлолома, поэтому к нему не прилагалось строительной документации. Первые несколько лет китайские инженеры изучали корабль. И только в 2005 году началась достройка авианосца. По предварительным данным, он должен был использоваться для обучения молодых пилотов.

Достройка

Советское судно было выполнено очень качественно, так как строилось для себя. Конечно, за время простоя оно покрылось коррозией, но главные части (корпус, котлы, винты и обшивка) сохранились вполне неплохо. Все, что можно было украсть с корабля (кабели, электроприборы и т. д.), было украдено с него еще во время простоя в Николаеве.

Чтобы восстановить нормальное состояние судна, китайцам пришлось проделать недюжинную работу. Они не имели в своем распоряжении какой-либо документации, поэтому электрическую систему корабля пришлось разрабатывать с нуля. А снарядить крейсер существующим в расположении китайских военных вооружением было трудно из-за того, что он строился под другое, отечественное вооружение.

Изрядно потрудившись, китайцы все-таки смогли построить свой первый авианосец. Летом 2011 года состоялись первые испытания его ходовых характеристик. Судно едва ли не целый год находилось в плавании и лишь изредка заходило в порт Далянь для устранения недоработок.

В сентябре 2012 года на авианосец «Ляонин» погрузли боекомплект, и он отправился на испытания вооружения. Спустя несколько недель крейсер официально вошел в ряды военно-морского флота Китая. Первый китайский авианосец «Ляонин» был назван в честь одной их местных провинций. Больше про учебный статус корабля никто уже не вспоминал. Сейчас, судя по всему, он является полноценной боевой единицей.

Интересно отметить, что крейсер служит в тех же водах, для которых он и создавался, только под флагом другого государства. Переходим к рассмотрению технических характеристик, которыми может похвастаться данный корабль.

Авианосец "Варяг"/"Ляонин"

Вооружение

На судно не было установлено массированного вооружения, под которое его готовили советские конструкторы. Он был вооружен минимальным количеством оружия, достаточным для самообороны. Подобная практика была реализована на ряде американских авианосцев. По предположению отечественных инженеров, шахты, предназначенные под основной ударный комплекс, были переоборудованы китайцами под хранилище для топлива и боеприпасов авиагруппы.

Во время достройки авианосец «Ляонин» был оборудован зенитными установками местного производства. Надо признать, что они по своему составу и возможностям значительно отстают от установок, предполагаемых по советскому проекту. Что касается авиагруппы, то для своего первого авианесущего крейсера китайцы даже создали специальную модификацию истребителя J-11, которую назвали J-15. Стоит отметить, что данный самолет является едва ли не копией истребителя Су-27 советского производства.

Помимо самолетов, на палубе будут служить также вертолеты Z-9 и Z-18. А для радиолокационного дозора на дальних дистанциях КНР закупила у РФ вертолеты Ка-31. В общей сложности авиагруппа крейсера представлена 24 истребителями, 6 противолодочными вертолетами, 4 вертолетами ДРЛО и 2 поисково-спасательными вертолетами.

"Ляонин" (авианосец). Где сейчас

Связь и прочее оборудование

При строительстве «Варяга» предполагалось, что на него будет установлен РЛК (радиолокационный комплекс) «Форум», вместо «Марс-Пассата», которым оборудовался головной корабль серии. Поэтому места крепления антенных постов «Марс-Пассата» были при строительстве «Варяга» заделаны. А во время достройки судна в Китае на эти же места были установлены решетки антенн китайского РЛК 348. Занимательный факт: авианосец «Ляонин» больше похож на головной корабль серии 11435, чем на недостроенный «Варяг». Судно также было оборудовано вращающейся антенной китайской радиолокационной станции под названием «Морской орел».

С точки зрения авиационно-технической части, первый авианосец Китая – «Ляонин» - сохранил особенности, которыми обладала советская разработка. Речь идет о трех стартовых позициях, оборудованных газоотбойными щитами и убираемыми задержками, трамплине вместо катапульт, оптической системе посадки и четырех аэрофинишерах тросового типа, оснащенных гидравлическими тормозными машинами.

В корме судна, у левой части кромки, находится пост руководителя визуальной посадки открытого типа. Подобные посты в своих авианосцах используют американцы. В советских авианесущих крейсерах пост выполняется в виде закрытой остекленной рубки, в которой комфортнее работать на Севере и Дальнем Востоке.

Все остальные характеристики, которыми обладает авианосец «Ляонин» (двигатели, системы управления и прочее) не разглашаются. Известно лишь, что тысячному экипажу очень комфортно жить на палубе судна. В этом плане оно обошло другие корабли ВМФ Китая.

Авианосец "Ляонин": двигатели

Авианосец «Варяг»/«Ляонин»: служба

В 1991 году в СССР началось формирование экипажа для строящегося на тот момент крейсера «Варяг», однако в 1993 году его расформировали.

В 2012 году, когда «Ляонин» поступил на вооружении Китая, на нем начали проводить тренировки пилотов морской специализации, в том числе на истребителе J-15. 5 ноября этого же года на авианосец впервые осуществили посадку самолета с зацепом троса. В конце 2013 года одно из судов, идущих в «Ляонинском» эскорте, чуть ли не столкнулось с американским кораблем USS Cowpens в Южно-Китайском море. В сложившемся недоразумении представители двух стран обменялись взаимными обвинениями.

В ноябре 2014 года крейсер посетил министр обороны Америки – Чак Хейгел. Приехав в Китай с официальным визитом, он не мог не взглянуть на первый китайский авианосец. Ему провели двухчасовую экскурсию по судну. Хейгел в целом положительно отозвался об авианесущем крейсере, однако сказал, что Китаю еще есть чему поучиться на этом поприще. Что, в общем-то, неудивительно: должны пройти десятилетия, чтобы можно было всерьез рассматривать «Ляонин» против авианосцев США. Америка уже давно освоила строительство подобной техники и постоянно развивается в этом направлении.

Осенью 2015 года в СМИ появилась информация о том, что крейсер пришвартовался в порту Тартус (Сирия). Однако, по мнению экспертов, данная новость вымышлена. Дело в том, что пройти через Тихий и Индийский океаны незамеченным вряд ли удастся такому габаритному кораблю, как «Ляонин» (авианосец). Где сейчас находится судно, неизвестно. Оно периодически покидает порт с целью испытаний.

"Ляонин" против авианосцев США

Заключение

Сегодня мы подробно рассмотрели авианосец «Ляонин» (Китай). История данного судна была весьма необычной. Оно строилось в трех странах, и лишь последняя из них смогла завершить это дело. А еще «Ляонин» является единственным авианосцем, проданным за столь незначительную цену.