Лучшие афоризмы Раневской

60-е годы... Высотка на Котельнической Набережной. Небольшой, скромно обставленный кабинет. На стенах портреты Галины Улановой, Василия Качалова, Константина Станиславского. Раневская Фаина Георгиевна за рабочим столом, но вместо того, чтобы писать, актриса методично уничтожает свои записи и рисунки, разрозненные листы, клочки, альбомы...

афоризмы раневской

Почему афоризмы Фаины Раневской так популярны? Вообще все, что связано с этой актрисой - это некая выдумка. Обществу нужны были мифы, и актриса стала одним из них. Сейчас, какие слова точно принадлежат ей, какие нет, узнать практически невозможно. Но дерзкие высказывания Фаины Раневской вот уже много лет переписываются и передаются из уст в уста.

Какие тайны скрывала знаменитая актриса? Почему афоризмы Фаины Раневской сделали ее известнее, нежели игра в театре?

Имя

Тайнами окутана вся жизнь знаменитой актрисы и одна из них - ее настоящее имя. Всем известно, что Раневская – псевдоним. Фельдман - эту фамилию носил ее отец, и она сама, пока не прочитала пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад». После этого будущая актриса решила зваться Раневской. И даже через много лет оформила новый паспорт. Мало кто знает, что полное имя в документе гласило: Фаина Григорьевна Раневская, но когда ее называли Георгиевной, она окликалась охотно. Хотя чаще те, кто знал ее близко, обращались к актрисе по-другому – Фуфа.

Прозвище

История этого прозвища положила свое начало в далеком 1942 году. Когда Фаина Георгиевна курила и уснула с папиросой в руках, под ней задымилась постель. Конечно же, все погасили, но дыма было много, и внук Павлы Вульф, в доме которой она жила, вспоминает эти события, ведь именно он, маленький, впервые сказал «фуфа».

Возраст

Еще одна тайна актрисы – ее возраст. Оказывается, все ее юбилеи коллеги отмечали с опозданием на два года. Гораздо позже в своей книге один из близких друзей Фаины Григорьевны расскажет секрет актрисы. В 30-е годы при оформлении паспорта никаких документов не требовали, и этим шансом воспользовались многие артисты.

Так, Лазарь Васбейн превратился в Леонида Утесова, Василий Шверубович - в Василия Качалова, а Фани Фельдман - в Фаину Раневскую. А знаменитая Любовь Орлова, по словам Ф. Георгиевны, записала себя на 10 лет моложе. Наша героиня такой дерзостью не обладала. Хотя резкие афоризмы Раневской создают совсем обратное впечатление.

Характер

Почему все цитаты Раневской смешные?

Еще одна ее тайна - невероятная скромность и необычайная застенчивость. Громкий голос, пронзительный взгляд и острый язык – такой актриса запомнилась миру, но это всего лишь маска, с которой актриса под конец жизни срослась. О Фаине Георгиевне рассказывают столько неправды и приписывают много хулиганских выходок. Она была, скорей, грустным человеком.

А еще очень увлекающейся натурой. А слова «В молодости, я только думала о любви, а сейчас я люблю только думать» подтверждают ее мечтательность.

Она так и не вышла замуж, так и не родила ребенка. Своим внуком она считала внука актрисы Павлы Вульф, своей учительницы, в доме у которой она прожила много лет. Алексей Щеглов до сих пор помнит, как она с ним занималась и читала свои импровизации. А названым сыном актриса считала журналиста Глеба Скороходова. При встрече она представляла его так: «Я его усыновила, а он меня уматерил». Фразы Раневской были остроумными только в окружении чужих людей.

Признание

Есть еще одна тайна, связанная с харизматичной Фаиной Раневской, точнее парадокс. В Англии она была в десятке величайших актрис всех времен и народов. Президент США Франклин Рузвельт считал ее актерскую игру самой талантливой, а Чарли Чаплин при упоминании о ней всегда снимал котелок. Но в кино она сыграла всего лишь три главные роли. Доподлинно известно лишь, как она потеряла только одну - роль тетки Ивана Грозного в фильме Эйзенштейна «Иван Грозный». Именно он хотел, чтобы Ефросинью Старицкую сыграла Раневская. В 1943 году режиссер вызывает Раису из эвакуации. Трое суток душный поезд, набитый людьми, идет из Ташкента в Алматы. Эйзенштейн едва дает Раневской отдышаться, рассказывает актрисе о роли и делает карандашные наброски. Потом пробы, которые уходят в Москву на утверждение. Вердикт чиновников таков, что тетку русского царя должна играть только русская актриса. Режиссер еще несколько месяцев держал Раневскую в Алматы в надежде переубедить центр. В итоге утвердили другу актрису - Серафиму Бирман, у которой в пятом параграфе паспорта значилось – «молдованка».

Театр и кино

Она была очень талантливой актрисой, а киношные высказывания Фаины Раневской стали просто легендарными и запомнились не одному поколению.

Ее друзья по цеху уверены, что в кино она снималась больше из-за денег, а не из-за славы. Зрители театра давали ей энергию, а игра перед объективом была ей мало интересна. Хотя цитаты из кинолент давно превратились в афоризмы Раневской и разошлись по бескрайним просторам Интернета в виде картинок и статусов.

Она проработала на сценах московских театров 38 лет. За это время уже народная артистка Советского Союза сыграла всего 16 ролей. До переезда в столицу Раневская 10 лет служила в провинциальных театрах: Евпатория, Севастополь, Симферополь, Астрахань, Волгоград, Баку. За то короткое время количество ее образов перевалило за 200, но и те ранние роли актриса всегда называла «братской могилой».

Кроме этого, она озвучивала детские фильмы и мультфильмы, поэтому афоризмы Раневской многие запомнили по Фрекен Бок из сказки про Карлсона, который живет на крыше.

Ее поклонники знают ее как комическую актрису. Цитаты Раневской - смешные, порой непосредственные, озвучивались настолько реалистично, что невозможно было не поверить.

фразы раневской

Несколько из них:

"Бог создал красивых женщин, чтобы мужчины их любили. И сделал их глупыми, чтобы женщины смогли полюбить мужчин".

"- Как вы думаете, какие женщины больше склонны хранить верность: брюнетки или блондинки? - Седые!".

"Конечно, женщины намного умнее мужчин! Вот вы когда-нибудь слышали, чтоб какая-то женщина потеряла голову от мужчины, только потому, что у того красивые ноги?".

"Ничто не может сдержать напора красоты", - однажды сказала Раневская, глядя на прореху в своей юбке.

Семья

Фаня Фельдман родилась в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Отец был нефтяником, хотя женщина в своих автобиографичеких воспоминаниях всегда говорила, что отец был небогатым нефтяным промышленником.

афоризмы фаины раневской

У Фани было три брата и старшая сестра - красавица Белла. На ее фоне нескладная Раневская казалась себе гадким утенком. Лишь один единственный раз за всю жизнь она признает, что нравится себе на экране. Это было после короткометражки «Карты не врут».

«Какая я там стройная, и носа нет!» - обронила Раневская после того, как увидела себя в кинотеатре. На тот момент ей было почти 60. Она до конца жизни переживала, что некрасива, не могла поверить, что ее можно полюбить такой. «Я никогда не была красивой, но я всегда была чертовски мила...» - эту фразу из кинофильма «Человек в футляре» помнят многие, ведь режиссер так правильно подобрал слова, а актриса озвучила так харизматично.

Может, и правда, иногда Раневская о женщинах выражалась весьма неоднозначно, ведь на сцене пришлось поработать в женских коллективах.

цитаты раневской смешные

Учитель

В 1917 году отец актрисы, Георгий Фельдман, из Таганрога на собственном пароходе уплывает от революции в Турцию. Семья требовала, чтобы Фаня поехала вместе с ними, но та выбрала искусство, потеряв в одночасье всех родных.

В середине 20-х молодая актриса из провинции - Раневская Фаина Георгиевна, наконец, перебралась в Москву. Это было время буйного расцвета театра. Вовсю гремели имена Евгения Вахтангова, Соломона Михоэлса, Александра Таирова. Первые пробы и предопределили ее будущее. Она стала актрисой Московского театра под руководством Таирова.

И как тогда было принято, Раневская отправилась на поиски учителя по актерскому мастерству. Им стала Павла Вульф, которая заменила Фаине семью. Они прожили вместе несколько десятков лет. И даже когда у Раневской появится собственное жилье, она долго не сможет решиться на переезд. А внука своей учительницы она опекала до конца своих дней.

высказывания фаины раневской

Отношения с мужчинами

Леонид Евтифьев, коллега Раневской по театру, вспоминает, что никаких шуб, никаких драгоценностей он не видел у Фаины. Единственное, что он запомнил, это крепкий запах дорогих французских духов.

Большинство романов Фаины Раневской так и оставались платоническими. И не потому, что ее возлюбленные боялись сближения. Наоборот, сама актриса настолько боготворила тех, в кого была влюблена. Раневская о мужчинах желанных старалась забывать, считая себя недостойной парой, и желая им лучшей судьбы.

раневская о женщинах

Подруга и коллега по театру, Мария Кнушевицкая, как-то спросила актрису, были ли у нее романы. На что та ответила – «Да. Он был прекрасным комическим актером. Мы сидели друг против друга. Я посмотрела на него и подумала. Нет. Два комика в одном помещения и в одной жизни – это невозможно».

Она не могла открыться для личного, а мужчины это чувствовали. Раневская никогда не говорила о представителях сильного пола с неуважением. А те высказывания, которые размещены на разных источниках, скорей всего, порождение народного фольклора. А уж афоризмы Раневской про красивых и умных дам довольно-таки поднимают самооценку!

раневская фаина георгиевна

Дружба

Но в юные годы Фаину привлекала лишь одна сцена – Московского художественного. Потому что именно по ней ступал красавец Василий Качалов. Однажды она расхрабрилась и написала ему письмо.

Они будут дружить много лет подряд. Дружбы она не боялась, ведь это то самое, что, кроме искусства, делало ее счастливой.

Еще она дружила с Анной Ахматовой, через всю свою жизнь она пронесла это чувство и любовь к поэтессе, которая доверяла Раневской самое сокровенное, дорогие стихи и секреты. После ее смерти актрисе очень не хватало этого человека. Близкие люди уходили один за другим. А после кончины Павлы Вульф Фаина чувствовала себя осиротевшей. Но только благодаря искусству держалась.

раневская о мужчинах

В кругу самых близких женщина была очень чуткой и заботливой, и непонятно, почему фразы Раневской такие дерзкие... Может, это просто защитная реакция?

Актриса – эталон человека, который мог учить многие поколения тому, как надо жить, для чего жить и как относиться к людям и собственной жизни.