А вы знаете, что такое планетарий?

Что такое планетарий, знает практически каждый еще со школьных времен. Но часто эти знания более образные, чем предметные. Мало кто посещал его чаще нескольких раз в жизни. Однако планетарий в каждом новом городе таит в себе массу интересного.

Это не обычный космический музей, а помещение, в котором вы получаете возможность исследовать то огромное, необъятное и необъяснимое, что существовало миллиарды лет и будет существовать всегда. Загадочный космос, галактики и вопросы по другим цивилизациям волнуют каждого. А слухи об инопланетянах оставляют много необъяснимых явлений и домыслов.

Хоть как-то познакомиться со звездным миром сегодня возможно на просторах интернета, через СМИ и посредством похода в планетарий.

что такое планетарий

Что такое планетарий

Многие задаются этим вопросом. Слово планетарий означает «планета» в переводе с новолатинского и происходит от позднелатинского - planeta.

Чаще всего под этим термином подразумевают научно-образовательные центры. В них организованы макеты небесной сферы с различными космическими объектами. В этих заведениях достаточно широкие возможности для имитации таких эффектов, как лунное или солнечное затмение и многое другое.

Однако термин «планетарий» значение слова имеет еще и иное. Так же называется и установка для проецирования картин звёздного неба на экран в форме купола.

планетарий значение слова

Немного истории

Первый образец оптического планетария был сконструирован и построен в 1923-1924 годах немецким инженером В. Бауэрсфельдом.

А уже в следующем году в том же музее - в Мюнхене - был открыт и первый планетарный центр.

СССР ненадолго отставал от Европы. В 1929 году в столице построили и открыли первое научное учреждение.

Однако идея эта к тому моменту была уже не нова. Еще в 1919 году О. Миллер высказал намерение о создании опытного образца на территории созданного им Немецкого музея.

планетарий значение

К началу Великой Отечественной войны, что такое планетарий, знал уже каждый советский школьник. В этот период развитие прекратилось по вполне понятным причинам.

Однако после победы развитие этой отрасли науки возобновилось с новой силой, к 1974 году стационарные планетарии заработали уже в 62 разных городах СССР.

Планетарии в мире

Что такое планетарий в понимании нынешних ученых? Прежде всего это задействование цифровых технологий, на которые сегодня перешло большинство современных научных учреждений. Они обеспечивают такое качество изображения, которое сопоставимо с современными кинотеатрами, поэтому сегодня понятие "полнокупольный кинотеатр" все больше входит в обиход.

слово планетарий означает

Самый старый функционирующий планетарий является одновременно и первым в мире. Сооружение, созданное на базе Немецкого музея, работает до сих пор и может принять более 150 зрителей.

Самый большой мировой планетарий построили в Японии, и хоть принять он может те же 350 зрителей, что и московский, но его купол имеет диаметр в целых 35 метров.

А вот наиболее посещаемый планетарий находится в Нью-Йорке (США) и принимает более 400 зрителей за раз. В нем возможно воссоздание виртуальной цифровой вселенной с использованием реальных астрономических данных.

Ну а самым необычным планетарием признан сферический музей в Эстонии, расположенный в городе Тарту. Он рассчитан всего лишь на 19 мест, однако зрители окружены звездами со всех сторон: и под ногами, и над головой.

Планетарии у нас в стране

Во времена Советского Союза построенный почти в каждом крупном городе планетарий, значение которого утратило сугубо научно-образовательную функцию, стал использоваться в пропагандистко-популистских целях. Наряду с созданием уникальных демонстративных приборов мирового значения, в этих заведениях велась активная просветительская деятельность, обосновывающая идеи научного атеизма.

На сегодняшний день все еще функционирует самый старый московский планетарий, который рассчитан более чем на 350 мест. Он был открыт после реконструкции в 2011 году.

У космического музея даже существует собственный праздник – Международный день планетариев, который приходится на ближайшее воскресенье ко дню весеннего равноденствия (22 марта).

В этот праздник многие планетарии устраивают день открытых дверей. В них проводятся множество ярких и увлекательных шоу, которые будет интересно посетить как детям, так и взрослым.