Описание Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге, история, адрес, режим работы

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге является удивительным объектом и одним из красивейших памятников российского зодчества восемнадцатого века. Этот комплекс, состоящий из собора, колокольни и часовни, имеет не только культурное значение, но и историческое. Ведь созданию Сампсониевского собора предшествовали кровавые страницы истории нашей страны. За все время своего существования соборный комплекс часто претерпевал изменения и не единожды находился на грани полного уничтожения. Но, к радости современных петербуржцев, он сумел сохраниться до наших дней и радует прихожан своей утонченной красотой и убранством.

Сампсониевского собора

Сампсониевский собор: начало великой истории

Начало восемнадцатого века - не самый лучший период в истории Российской империи. Война со шведами, которую вел Петр I, истощила страну и существенно подорвала воинский дух солдат. Простые россияне страдали от повышенных налогов, неурожайных лет и голода. А война требовала все новых вложений, что приводило к росту недовольства не только среди простого люда, но и в кругах знати. Стране нужна была победа, которая переломила бы ход военных сражений. И это произошло. Под Полтавой российские войска разбили армию шведского короля. Случилось это знаменательное событие в день памяти Сампсония Странноприимца (27.06.1709). Можно сказать, что в этот день началась история Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге.

Приказ о строительстве храма

Победа Петра I была столь значительной, что монарх решил увековечить ее для потомков. В те времена было принято строить триумфальные арки или другие подобные сооружения, но мудрый правитель рассудил иначе. Он знал, что душа русского народа всегда тяготела к Богу и жила под Его благословением, поэтому Петр I решил, что лучшее, что может получить Санкт-Петербург, - церковь. Приказ о ее строительстве был отдан лично царем сразу же после Полтавского сражения.

Название Сампсониевского собора органично вытекло из самого дня сражения, поэтому никому и в голову не приходило искать храму иное имя. Место строительства тоже было выбрано лично Петром I. Он приказал поставить храм на Выборгской дороге, которая вела в сторону Швеции. Все солдаты, отправляющиеся на войну, проходили мимо этого храма и вдохновлялись победой российской армии под Полтавой. Возведение храма заняло приблизительно год.

Кому принадлежит авторство проекта, современные историки так и не выяснили. Они выдвинули несколько возможных кандидатур, но архитектор собора остался неизвестен. Хотя, учитывая внешний вид сооружения, историки сделали предположение о том, что автором церкви все-таки был иностранец.

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург: церковь деревянная

Первый храм был полностью построен из дерева. Это был самый распространенный строительный материал на Руси, поэтому церковь было решено возводить из него. Сейчас сохранилось мало исторических сведений о том, как выглядел этот первый Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге, но известно, что колокольня была украшена чугунными пластинами с речами царя, которые тот произнес перед и после знаменательной битвы, принесшей победу над шведской армией. Эти пластины в большие праздники выносили на улицы города.

В годовщину Полтавского сражения возле храма собирался народ, а чугунные плиты устанавливались на площади. Несмотря на то что собор располагался практически за чертой города, он был весьма любим жителями Петербурга. Они часто приезжали сюда на церковную службу, а воины вообще считали Преподобного Сампсония своим покровителем.

Церковное кладбище

На следующий год после освящения собора было принято решение о создании первого официального городского кладбища в Санкт-Петербурге. Под место для него были отданы земли вокруг Сампсониевского собора. Ведь его расположение идеально подходило для данных целей. Ранее усопших горожан хоронили прямо во дворах местных церквушек.

Петр I постановил, чтобы у собора хоронили иностранцев, живших и работавших в России. В восемнадцатом веке количество иноземных граждан на территории нашей страны было весьма велико, и вопрос с их захоронением стоял очень остро. Царь рассудил, что люди, покинувшие свою страну, могут считаться странниками, и для них нет лучшего места для упокоения тела, чем Сампсониевский собор. Архитектор Трезини Д. А. и знаменитый скульптор Растрелли были похоронены именно на этом кладбище. Со временем здесь же стали хоронить российскую знать и аристократов, сделавших все необходимое для процветания своей страны. К сожалению, до наших дней не сохранился ни сам погост, ни его памятники, которые представляли собой настоящую историческую ценность.

Реконструкция храма: этапы

Со временем популярность церкви росла. Спустя три года после начала функционирования Сампсониевского собора при нем был открыт приют для нищих, или богадельня, как ее тогда называли. Часто сюда приходили странники и получали на несколько дней кров и пищу.

Количество прихожан росло с каждым годом, и собор уже не мог вмещать в себя всех желающих. Тем более что со временем деревянная церковь под воздействием природных явлений начала разрушаться, ветшала сама конструкция и внешнее убранство. Поэтому через девятнадцать лет после знаменательного Полтавского сражения было принято решение о возведении нового собора рядом со старой деревянной церковью.

Начать строительства помогли пожертвования мецената Лапшина, к которым добавились деньги, жертвуемые частными лицами. Архитекторами нового храма стали два человека - Дж. Трезини и Земцов В. Г. Но хотелось бы уточнить, что авторство храма отдано этим архитекторам по предположительным сведениям, так как более достоверной информации о проекте собора так и не было найдено до наших дней.

Возведение церкви началось с западного крыла, которое было практически полностью закончено к началу тридцатых годов восемнадцатого столетия. На этом строительство остановилось, но храму все же суждено было появиться. Анна Иоанновна, вернув Санкт-Петербургу статус столицы и переехав сюда со всем своим двором, взяла под контроль возведение собора. В итоге в августе 1740 года новое здание храма освятили. В первоначальный проект были внесены некоторые конструктивные изменения, и рядом с собором выросла красивая колокольня. Со временем единственный купол дополнился четырьмя малыми маковками, что сделало внешний вид сооружения более традиционным для Руси. Ведь еще с пятнадцатого века было принято завершать церкви пятью куполами.

Большой Сампсониевский проспект

Памятник Петру I

К двухсотлетию со дня победы над Полтавой церковь просто преобразилась. В первую очередь напротив нее был установлен памятник Петру I. Над скульптурой работал талантливый мастер М. Антокольский, открытие памятника сопровождалось праздничными мероприятиями и народными гуляниями. Сампсониевский собор обновился и получил несколько дополнительных зданий. Архитекторы смогли превратить церковь в настоящий комплекс и построили на месте первоначального деревянного строения часовню. Ее дополнили сторожкой и специальным зданием с комнатами для служителей храма. В нем же расположилась небольшая библиотека. В честь двухсотлетия Полтавской битвы его назвали "Юбилейным домом". На фасады колокольни реставраторы установили чугунные плиты с речами Петра I.

Послереволюционная история собора

Революция семнадцатого года существенно изменила облик Петербурга, это коснулось и храмов. Многие из них были закрыты, но Сампсониевский собор продолжал функционировать вплоть до тридцатых годов прошлого века. Практически перед началом Второй мировой войны Выборгский комитет постановил прекратить деятельность храма и закрыть его до особых распоряжений. Чуть позже были сняты практически все колокола с колокольни, а памятник основателю храма перенесли в Третьяковскую галерею. Это была печальная страница в истории храма.

В здании собора разместили магазин готовой одежды, а спустя несколько лет отдали его под овощную базу. За это время собор заметно пострадал от деятельности человека. Во время войны в него даже попал снаряд, существенно повредивший самый главный колокол, остававшийся до этого времени на своем месте. Взрывной волной были снесены два купола, и церковь приобрела печальный и сиротливый вид.

Санкт-Петербург церковь

Возрождение храма

В конце семидесятых годов Большой Сампсониевский проспект, где стоит храм, вызвал интерес у историков и краеведов. Администрация города выделила средства на частичную реконструкцию собора. Были восстановлены его фасады, купола и даже некоторые элементы отделки. Но до полной реконструкции здания было еще далеко.

Вторым рождением собора можно назвать присвоение ему особого статуса - "музей-памятник". Сампсониевский собор удостоился этой чести в 1984 году. С этого мгновения начали восстанавливать прежний облик культового объекта.

Конечно, денежных средств постоянно не хватало. Но выделенные бюджетом города деньги постоянно пополнялись пожертвованиями от жителей Санкт-Петербурга. И чудо свершилось - в 1999 году, в очередную годовщину Полтавского сражения, собор открыл двери для первых посетителей. Музей начал свою работу через год, но Сампсониевский собор еще два года после этого находился в стадии реконструкции. Шаг за шагом талантливые мастера кропотливо восстанавливали убранство храма по найденным эскизам и фотографиям различных элементов.

Возобновление богослужения в храме

После проведенной реконструкции в мае 2002 года в обновленном соборе было проведено первое богослужение, что стало большим праздником для всех православных верующих Санкт-Петербурга. Копия памятника Петру I тоже заняла свое законное место напротив церкви. Через восемь лет в храме стали проводиться редкие праздничные богослужения. Но постепенно в обществе стали ходить разговоры о необходимости возвращения собора в лоно православной церкви.

История Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге

Сампсониевский собор сегодня

Совсем недавно случилось долгожданное событие - Сампсоновский собор был передан церкви на сорок девять лет, и в нем возобновились богослужения на постоянной основе. Сейчас в храм можно прийти в любое время и насладиться убранством собора и старинной атмосферой этого места, пережившего массу различных событий.

Местонахождение соборного комплекса

Если вы когда-нибудь окажетесь в Санкт-Петербурге, обязательно посетите Сампсониевский собор. Адрес этого исторического объекта можно отыскать в любом путеводители или справочнике. Да и большинство жителей города готовы будут рассказать вам, где находится храм.

Чтобы попасть на Большой Сампсониевский проспект, к д. 41, где и расположен соборный комплекс, лучше всего воспользоваться метро. Ближайшей станцией является "Выборгская", от нее вам нужно будет немного пройти пешком, и вы сразу же увидите синие купола и нежно-голубые фасады храма.

Сампсониевский собор интерьер

Сампсониевский собор: режим работы

Сейчас богослужения в храме проводятся ежедневно. На божественную литургию можно попасть с понедельника по субботу в девять утра, в воскресенье она начинается в десять утра.

В пятницу и субботу в пять часов вечера проходят вечерние богослужения, по субботам в это же время читают акафист. В дневное время двери храма открыты для всех посетителей.

Историческая ценность

Уникальность собора трудно переоценить, ведь данное здание - одно из немногих сохранившихся строений восемнадцатого века. К тому же Сампсониевский собор сочетает в себе несколько стилей. Он соединил традиционное старославянское зодчество с европейскими тенденциями Петровской эпохи. Это особенно заметно во внешнем облике колокольни. Она венчается необычным восьмигранным куполом с несколькими окошками. Данная традиция была характерна для церквей Ярославля семнадцатого века. Колокольня имеет несколько ярусов и напоминает своим видом шатер.

Все строения соборного комплекса имеют голубую окраску, что невероятно гармонично смотрится на фоне неба. Сам храм выстроен из кирпича, а все купола будто собраны на одном барабане, венчающем крышу. Это придает собору немного нетрадиционный вид, не совпадающий со старорусскими обычаями.

Как мы уже упоминали, колокольня поделена на несколько этажей. Нижний расширен двумя пристроенными зданиями, что придает ему основательности. Оба верхних этажа украшены пилястрами, средний ярус имеет арку и "глухие окна". На третьем этаже расположена звонница. До наших дней сохранился колокол, который был быть водружен на свое место еще в восемнадцатом веке. Сейчас он является гордостью соборного комплекса.

Часовня выстроена в стиле барокко Растрелли. Она очень сильно отличается от собора и колокольни, да и датируется началом двадцатого века, самым поздним периодом в истории строительства комплекса. Часовня украшена многочисленными колоннами, скругленными фронтонами и художественными композициями. Это сооружение выглядит более сложным и современным по сравнению с остальными подобными.

Музей-памятник Сампсониевский собор

Внутреннее убранство храма

Самое главное сокровище храма можно увидеть, только войдя в Сампсониевский собор. Интерьер и убранство церкви были частично сохранены с восемнадцатого века, частично восстановлены современными мастерами. Но особую историческую ценность представляет золотой иконостас, выполненный из ценных пород древесины. Он имеет в высоту одиннадцать метров и сочетает в себе все традиции старорусской резьбы по дереву. Все иконы храма написаны кистью мастеров восемнадцатого века - Баженова Т. и Поспелова А. Они создали великолепные образы для большого иконостаса и других частей собора. Коллекция редчайших икон является гордостью Сампсониевского собора, таким собранием не может похвастаться ни одни храм в Санкт-Петербурге, да и в России в целом.

Реставраторы храма сумели в точности воссоздать украшения и элементы внутреннего убранства. Примечательно, что в советские годы бесценные образцы искусства пострадали от безалаберности людей, а не от злонамеренного разрушения. Поэтому собор удалось сохранить для потомков, и сейчас он предстает перед глазами горожан практически в своей первозданной красоте.

Существует в церкви и еще одна святыня - мощи Преподобного Сампсония. Часть их была перенесена под своды собора еще в конце девятнадцатого века. За время советского забвения мощи удалось сохранить, и сейчас они доступны для прихожан в часы работы храма.

Россия имеет массу памятников культуры, которые представляют огромную историческую ценность. Они были практически забыты и заброшены в советскую эпоху и девяностые годы прошлого века. Но сейчас культурное наследие нашей страны активно восстанавливается и занимает достойное место в сокровищнице России.