Нина Тимофеева - русская балерина: биография, личная жизнь, творчество

Выпускница Академии русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой, артистка Кировского театра, сумевшая покорить сцену Большого. Балерина, которая не затерялась в плеяде бесподобных танцовщиц. Исполнительница самых сложных партий. Всё это – о Нине Тимофеевой, русской балерине. После спектакля «Макбет» итальянские журналисты окрестили ее величайшей трагической актрисой. А о ее технических возможностях говорили исключительно с восхищением – они были беспредельными.

нина тимофеева

Нина Тимофеева: биография

Детские годы балерины скрыты от посторонних. О юных годах Нина Владимировна в интервью не говорила. Известно только, что будущая звезда появилась на свет в музыкально-артистической семье 11 июня 1935 года. Мать – преподавательница хореографического училища – сумела привить маленькой Нине любовь к прекрасному. Уже в семилетнем возрасте девочка выходит на сцену в роли пажа в опере «Волшебная флейта».

Шаги в балет

Едва Нине исполнилось девять лет, она поступила в Ленинградское хореографическое училище. Наставницей девочки была классическая танцовщица, которая обладала невероятной техникой, Наталия Александровна Камкова. Именно благодаря стараниям педагога Нина получила превосходную академическую школу. За год до выпуска балерина дебютировала на сцене тогдашнего Кировского (а ныне – Мариинского) театра. Здесь она исполнила партию Мирты в «Жизели». Знаковой стала еще одна партия, которую исполнила Нина Тимофеева, - «Лебединое озеро» ознаменовалось для девушки сольной партией.

Театр оперы и балета имени Сергея Мироновича Кирова

Дебют шестнадцатилетней балерины не остался незамеченным. Окончив училище, девушка получила приглашение в кордебалет Ленинградского театра оперы и балета. На этой сцене Нина Тимофеева танцевала недолгих три года, однако успела исполнить сольные партии во многих спектаклях, например, в «Спящей красавице», «Дон Кихоте». Критики и заядлые театралы отмечали, что молодая исполнительница отличается строгостью стиля и виртуозной технической подготовкой.

 нина тимофеева лебединое озеро

Мировое признание и приглашение в Большой театр

В 1956 году Нина Тимофеева в составе труппы Ленинградского театра успешно выступила в Польше. Сразу после этого балерину приняли в Большой театр СССР. Именно здесь, в этом храме Мельпомены, Нина Владимировна обрела настоящий успех, смогла раскрыть невероятный творческий потенциал.

Каждый раз, выходя на сцену, маленькая, немного сутулая Нина перевоплощалась: зрители видели сильную балерину, страстную, эмоциональную, заполняющую не только сцену, но и весь зал безумной энергетикой.

Репертуар Тимофеевой

Талантливая артистка балета была создана для ролей сильных, гордых и волевых женщин. Театр подарил ей тех героинь, которые были сильны духом. Превосходно удавались Нине Владимировне партии классического репертуара. Одетта-Одиллия в «Лебедином озере» и Аврора в «Спящей красавице» Чайковского, Катри в «Дон Кихоте» Минкуса, Раймонда в «Раймонде» Глазунова, «Жизель» в одноименном балете Адана.

Современная хореография

Не только классика балета стала полем ее деятельности. Куда больше талантливую девушку привлекала современная хореография. Героини, в которых перевоплощалась русская балерина, женщины умные, гордые и волевые, зачастую одержимые какой-то сильной страстью: на сцене Нину Владимировну поглощали неистовая любовь или сумасшедшая ненависть и жажда власти, ради достижения которых героини были способны отвергнуть все запреты. Особенно близкой для Нины оказалась хореография Григоровича. Впрочем, и сам балетмейстер признавал – в каждой партии раскрывалось удивительное мастерство балерины и ее одаренность.

тимофеева нина балерина

Незабываемым хореографическим откровением стал образ Мехменэ-Бану в балете Меликова «Легенда о любви». В постановке Юрия Николаевича Григоровича балерина сумела показать отчаяние и страдания восточной царицы, ее боль от отверженности и покинутости, борьбу чувств, которые были доведены до трагического напряжения.

Кстати, Нина Тимофеева стала участницей еще двух премьер Юрия Григоровича: в «Каменном цветке» Сергея Сергеевича Прокофьева у нее была партия Хозяйки Медной горы, а в «Спартаке» Арама Ильича Хачатуряна – роль Эгины. В версии этого же балета, поставленной Игорем Алексеевичем Моисеевым, Нина Владимировна исполнила партию Фригии.

Первый интерпретатор

Многие партии эта балерина исполняла первой:

- Асель в одноименном балете Владимира Власова;

- Беатриче в двухактном балете Тихона Хренникова;

- леди Макбет в «Макбете», поставленном на музыку Кирилла Молчанова;

- Бахор в «Индийской поэме» Улугбека Мусаева;

- Любаша в «Калине красной» на музыку Евгения Светланова.

Еще одна сложнейшая партия, первой исполнительницей которой стала эта русская балерина, - девушка в «Ночном городе». Это постановка, которая представляла собой балет в одном действии «Чудесный апельсин» Белы Бартока, только с новым либретто. Она вызвала немало споров, но Нина Тимофеева была словно рождена для этой партии. Роль была сложной, требовала не только виртуозной техники, но и максимальной выразительности, экспрессии. Балерина сумела показать полную гамму чувств: любовь и протест, неимоверное стремление выстоять и победить любой ценой.

русская балерина

Телебалеты

Нина Владимировна много снималась. В ее списке экранизации спектаклей, оригинальные телебалеты и фильмы-концерты. Специально для Тимофеевой были созданы такие телебалеты, как «Федра» Александра Лазаревича Локшина, «Белые ночи» Арнольда Шёнберга, «Московская фантазия» Вячеслава Петровича Артёмова. На экраны выходил и телебалет Кирилла Владимировича Молчанова «Три карты».

Творчеству Нины Тимофеевой посвящено два фильма – «Еще немного о балете», вышедший в 1982 году, и «Как сердцу высказать себя?» 1973 года.

Тимофеева Нина: балерина трагическая и невесомая

Ей давали роли пафосные, драматичные. Она же хотела невесомости и легкомысленности. Ее близкие вспоминают – Нина мечтала быть принцессой! Как однажды метко отметила Фаина Раневская, Нина Владимировна на протяжении всей своей творческой карьеры пробивалась через собственные шипы.

Нина Владимировна Тимофеева была признана крупнейшей трагической актрисой балетного театра второй половины двадцатого века. Масштабность движений, большой шаг, сильный прыжок, динамика вращений – вот что отличало Тимофееву от других балерин. Она умела подчинить технику актерским задачам своей партии, могла выявить суть образа, его смысл. Ее танец – академический, строгий, был не просто ярким и темпераментным. Она наполняла каждую партию глубокими переживаниями. Нина Владимировна сочетала в себе «лёд и пламень», лаконизм и экспрессию. Ей, как никому другому, удавалось показать психологически сложные характеры, противоречивые, драматические.

нина владимировна тимофеева

Соперничество с Майей Плисецкой

Нина Тимофеева блистала на сцене в одно время с другой уникальной балериной двадцатого века – Майей Плисецкой. Ходило немало слухов о том, что Нина и Майя были соперницами. Однако эти домыслы не имеют под собой совершенно никаких оснований. Современники говорят – каждая из этих балерин обладала особой индивидуальностью, а потому о соперничестве речи быть не может. Просто эти две балерины достаточно часто исполняли одни и те же партии. При этом они разные: Нина Владимировна – эмоциональная, темпераментная и невероятно техничная, Майя Михайловна – гибкая, дерзкая и артистичная. А потому у каждой были свои поклонники.

Светская жизнь балерины

Светскую жизнь Нина Владимировна старалась обходить стороной. Атрибуты богемной жизни, шумные компании, светские рауты были для нее попросту невыносимы. А еще балерина не любила общаться с журналистами, взять у нее интервью было большой удачей. Наверное, поэтому мама Нины говорила внучке, что Тимофеева не от мира сего, просила внимательно следить за ней.

Личная жизнь

Некоторых волнует вопрос о том, сколько раз выходила замуж Нина Тимофеева. Личная жизнь балерины складывалась не особо удачно. Построить серьезные отношения она пыталась несколько раз. Нина была замужем за Олегом Ефремовым, после расставания с ним в жизни балерины появился новый мужчина – Георгий Рерберг. Нина и Георгий стали родителями – в этом браке на свет появилась Надя. Однако отношения складывались сложно, вскоре произошло расставание.нина тимофеева личная жизнь

Роковые страсти

Обрести настоящее женское счастье Нина Тимофеева смогла только в браке с Кириллом Молчановым. Конечно, этой паре пришлось многое преодолеть. Кирилл Владимирович в советское время был не просто знаменит как композитор – он был и общественным деятелем, и директором Большого театра, и секретарем Союза композиторов СССР. Ходили слухи, что он может стать секретарем ЦК КПСС! Кирилла Молчанова можно было смело назвать советским карьеристом, несмотря на наличие безусловного музыкального таланта. Всё рухнуло в одночасье, когда маэстро влюбился в Нину Тимофееву. Их роман разгорелся на гастролях театра, проходивших в Америке. Скрыть чувства не удалось, а потому в ЦК КПСС полетели анонимные письма с разоблачениями. Даже понимая, что он потеряет всё, чего так долго добивался, Кирилл Владимирович развелся с женой и стал жить с Тимофеевой – уже открыто. Конечно, его сразу же сняли с должности руководителя Большого театра, убрали из секретариата Союза композиторов. А о работе в ЦК КПСС не могло быть и речи.

«Макбет» и трагедия

Специально для Нины Молчанов написал балет «Макбет». Он ходил на все представления этого балета. Ведь главную партию всегда – без замены – исполняла Нина Владимировна. Эта роль неотделима и от личной трагедии Нины Тимофеевой. За семь минут до начала балета композитор умер – прямо в своей ложе. Его супруге сообщили об этом только после первого действия, предложили прервать выступление. Тем не менее на второй акт балерина всё равно вышла. Чего ей это стоило, не знал никто, кроме самой Нины.

нина тимофеева биография

Переезд в Израиль

В 1990-х пятерку балетных звезд со стажем, в состав которой входила и Тимофеева, уволили из Большого. Нина Владимировна, конечно, уже не выступала, но регулярно получала приглашения от различных балетных школ всего мира. В том числе и из Иерусалимской академии танца и музыки. Даже понимая, что работа в Израиле будет непростой, ведь давних балетных традиций здесь нет, русская балерина переехала. Вместе с дочерью она ведет мастер-классы, преподает в академии. Позже – открывает свою школу, которую израильтяне называли не иначе как «балетная студия Нины».

В 2014 году в Иерусалиме Нина Владимировна Тимофеева умерла.