Буллинг - что это такое? Профилактика буллинга

0
0

Хулиган, задира, грубиян, драчун, насильник. Все эти слова - значения одного английского bully, от которого пошло понятие "буллинг". Оно обозначает запугивание, моральный и физический террор, главной целью которого является вызов у другого человека страха и таким образом его подчинения. Когда-то это было просто бытовое, житейское явление. Сегодня оно приобрело социальный, психологический характер и стало международным термином для психологов, педагогов и других людей, занимающихся решением подобного рода проблем.

Социальный буллинг: что это такое, его типы

Акты агрессии, несущие угрозу, оскорбления различного рода — всё это относят к буллингу. Явление носит массовый характер и является серьёзной проблемой, требующей внимательного рассмотрения. Условно буллинг содержит в себе следующие компоненты:

  • негативное, даже агрессивное поведение;
  • регулярность;
  • разные степени власти у жертвы и агрессора, поведение которого умышленное.

Буллинг бывает двух типов: непосредственный и косвенный. Первый тип относится ко всякого рода физической агрессии, а второй - к социальной. Психологи изучают такое явление, как буллинг, что это такое и как его распознать ещё в зарождении, для того, чтобы найти пути решения этой социальной проблемы и не дать приобрести ей ещё большие масштабы. Они пришли к выводу: каждая возрастная группа, проявляя черты буллинга, имеет свои особенности. Это связано с половым созреванием, принадлежностью, возрастом и другими психологическими закономерностями.

буллинг что это такое

Детская среда

Чаще всего булли – это дети школьного возраста. Они не осознают, что совершают буллинг, что это такое действие, которое может сильно повлиять на дальнейшую жизнь всех участников этого процесса. Хотя и взрослые группы нередко грешат таким явлением. За буллингом всегда стоит дисбаланс власти, дающий одному ребёнку возможность доминировать над другим. Это давление носит продолжительный характер. Акты физической или вербальной агрессии принимают хронический характер и направлены на одних и тех же жертв. Отношения жертва/агрессор носят стабильный характер, где на одном полюсе буллинг, а на другом – виктимизация. Такая специфика особенно актуальна для среднего школьного возраста. Педагоги давно акцентируют внимание на проблеме под названием буллинг. Что это такое явление, которое не обходит стороной даже младшие классы! Под агрессию попадают одни и те же дети. При переходе из младшей в среднюю школу буллинг немного ослабевает или просто меняет формы проявления.

Мотивация агрессии

Для того чтобы буллинг (в школе тоже) получил мотивацию, достаточно зародиться таким чувствам, как зависть, неприязнь, желание мести или, наоборот, справедливости, жажда власти, самоутверждение, чувство лидерства и т. п. Причём при проявлении таких мотивов, как самоутверждение, дело может дойти даже до садизма.

буллинг в школе

Как проявляется буллинг и какие формы принимает

Формы, которые принимает агрессия в школьной среде, следующие:

  • систематические насмешки, причины которых совершенно разные;
  • вымогательство;
  • унижения, носящие психологический или физический характер;
  • издевательства;
  • бойкот, игнорирование;
  • нанесение ущерба личным вещам и т. д.

Хулиганы, практикующие школьный буллинг, очень изобретательны в нанесении вреда. Сегодня на передний план выходит новая форма - кибербуллинг. Современные технологии развязали руки злоумышленникам, в число которых, к большому сожалению, часто входят и подростки.

профилактика буллинга

Формы унижения могут проявляться активно и в виде сознательной изоляции.

Родственные буллингу проявления

Такие действия, как моббинг и буллинг, охватывают широкую сферу деятельности людей. Более того, эти процессы происходили всегда, с древнейших времён. Для русской среды подобные проявления в коллективах известны больше как дедовщина. Современные названия пришли к нам относительно недавно. Это влияние западной культуры. Моббинг происходит от слова mob (толпа) и обозначает психологическую коллективную травлю одного человека или даже группки людей.

Для русской среды все действия, родственные моббингу и буллингу, называются просто: гонения, травля, преследование, притеснение. Кроме этих слов, существует давно забытое греческое – "остракизм".

моббинг и буллинг

Агрессивные формы поведения учеников

Действия школьников, которые можно трактовать как проявление и причины буллинга, делятся по поведенческим характеристикам на следующие:

  • физические толкания, пихания, удары, разного рода пинки, а в запущенной тяжёлой форме – использование оружия и нанесение тяжёлых физических повреждений;
  • словесная форма давления на жертву буллинга – обидные имена, оскорбления, анонимные записки, СМС, звонки и т. п.;
  • запугивание с помощью агрессивных вербальных жестов, интонаций, взглядов;
  • изоляция и игнорирование жертвы, которая становится изгоем в коллективе.
    школьный буллинг

Жертва сталкивается с такими видами коллективного поведения, обязательно управляемого лидером, как нашёптывания, надписи в общественных местах, распространение записок, косые взгляды… У изгоя могут вымогать деньги, ценные вещи, принуждать к воровству или другим негативным поступкам. Его личные вещи портят, прячут, пачкают и т. п.

Жертвами буллинга могут стать не только ученики. Под жестокий прессинг могут попасть даже учителя!

Формы поведения взрослых агрессоров

Как правило, взрослые в школьной среде могут косвенным образом провоцировать буллинг. Это проявляется в разных формах унижения ученика, который по каким-либо причинам не подходит под рамки взрослого. Это могут быть сарказм, устрашения в виде жестов и выражений.

Последствия буллинга для жертвы

Прежде всего, любые агрессивные действия в сторону человека приводят его в состояние стресса. Особенно опасен подростковый буллинг, т. к. в этом возрасте гормональная перестройка организма уже является своеобразным стрессом. Если к ней прибавить ещё и давление со стороны, тем более с особой жестокостью, то психика жертвы может не выдержать. Тогда последствия непредсказуемы и могут быть очень печальными.

причины буллинга

Чаще всего жертва избегает агрессоров, реже оказывает сопротивление и ещё реже – притворяется «мёртвой», т. е. как бы «замирает». Тело человека, находящегося в таком состоянии, работает на усиленную выработку адреналина, остальное - на минимуме. Организм блокирует процессы пищеварения, учащается сердцебиение, ход мысли замедляется, нарушается работа иммунной системы…

Последствия агрессии для булли

Агрессор наносит непоправимый вред пострадавшему. Но и сам булли страдает от негативных последствий. Душа таких детей повреждается, а рассудок помутнён. Если во взрослой жизни таких булли посещает раскаяние, то они признаются в том, что совесть их мучает и не даёт покоя за совершенные действия. Им очень стыдно, и они бы многое сделали, чтобы никогда не совершать подобных действий.

К сожалению, большая часть хулиганов-булли во взрослой жизни связывается с криминалом. Весомая часть из них попадает под судимости. Жизнь перекошена, так или иначе – это отклонение от нормального и гармоничного развития личности. Поэтому педагоги и психологи бьют в колокол, призывая всех к пересмотру ценностей, реформации системы и поискам решения такой глобальной проблемы, как буллинг.

Последствия для пассивных участников буллинга – очевидцев

Все те, кто пассивно со стороны наблюдают за моббингом или буллингом, а это школьные «товарищи», технички, учителя, родители одноклассников, при этом не вмешиваются, они тоже попадают под воздействие насилия. Им свойственно чувство страха, беспомощности, вины из-за бездействия и пассивного участия в этом злодействе. Такие мысли вряд ли сделают психику здоровой. Сердце вынуждено ожесточиться, иначе ему трудно выдержать голос совести, которую постоянно заглушают. Тогда жертва для очевидцев предстаёт в ином свете, она как бы сама виновата, заслужила такое. Соответственно, атмосфера в школе накалена, и процесс искоренения буллинга становится невозможным.

Существует мнение, что жертва может сама себе помочь, поменяв свою модель поведения и отношение к происходящему. Но эти люди не понимают, что такое утверждение ложное! После психологической нагрузки, которую порождают насильнические действия, справиться с проблемой крайне трудно даже готовому к атаке человеку.

В чём заключается профилактика школьного буллинга для разных категорий учащихся

Закономерность таких явлений состоит в том, что с возрастом дети меняются. Интересно то, что у младших школьников сами булли не вызывают симпатии. Однако, когда они становятся подростками, популярностью среди них пользуются уже ребята с антисоциальным поведением. Если копнуть ещё глубже, то в уличной среде такие мальчики, булли, которые могут вести себя вызывающе и открыто агрессивно, становятся лидерами и воспринимаются толпой как «крутые» ребята. Эти лидеры имеют больше друзей, чем остальные школьники, и, соответственно, больший успех у девочек. В таких ситуациях буллинг имеет все шансы перерасти в групповой, тогда противостоять ему становится крайне трудно.

профилактика школьного буллинга

В свете всего сказанного становится очевидной острая необходимость в таких мероприятиях, как профилактика буллинга в школе с целью снижения уровня агрессии среди подростков и предупреждения преступности. Особое внимание следует уделить стремительно развивающемуся кибербуллингу, в котором по большей части промышляют мальчишки. Необходимо детей учить доверять родителям, учителям и не бояться рассказать о проблеме, если таковая существует. Девочки, пострадавшие от кибербулли, как правило, скорее заявляют об этом взрослым. Мальчики стесняются и скрывают свои чувства, испытанные от неприятных ситуаций.

Даже относительно безобидный, по поверхностным оценкам, школьный буллинг не может не иметь психологических последствий.

Хотя общепринятой стратегии в борьбе с буллингом нет, положительные результаты в профилактике разного вида насилия среди школьников имеются. Взрослые, конечно, должны реагировать на все положительным интересом, теплом и вовлеченностью с их стороны. Санкции должны быть последовательными, не карательными, без физического давления. Но, конечно, этого недостаточно. Необходимо разработать систему ценностей, которая будет воспитывать личность со стержнем! Не стоит забывать о главном: дети - это утончённые растения, которые нуждаются в постоянном поливе. Если с ними обходиться ласково, с пониманием и терпением, то ростки добра обязательно взойдут. А человеку с мягким сердцем обижать другого уже не хочется!