Екатеринбургский метрополитен: факты и необычные особенности

Метро уральской столицы по праву считается одним из самых необычных и в России, и в мире. Виной тому сразу несколько факторов.

Чем интересен Екатеринбургский метрополитен

екатеринбургский метрополитен

Прежде чем основательно ознакомить читателей с метро Екатеринбурга, хочется заострить внимание на фактах, выделяющих эту транспортную систему:

  1. Екатеринбургский (тогда еще Свердловский) метрополитен - последний построенный в СССР. Он открылся 26.04.1991.
  2. На момент открытия метро было официально признано самым маленьким в мире, ведь оно включало в себя всего три станции, а его протяженность была равна 2,7 км. Сегодня Екатеринбургский метрополитен не состоит в числе "аутсайдеров", его длина составляет 12,7 км, а станций насчитывается 9. Он "обгоняет" по этим показателям такие города, как Ереван, Алматы, Днепропетровск, Катания, Пальма-де-Майорка.
  3. В Екатеринбургском метро невозможно заблудиться, оно состоит всего из одной линии, пересекающей город с севера на юг. Дорога от конечной до конечной занимает всего 17-19 минут.
  4. Москвичи, попавшие сюда, бывают очень изумлены - списанные жетоны Московского метрополитена перекочевали для оплаты проезда в уральскую столицу. Кстати, две станции ("Чкаловская" и "Динамо") являются тезками московских.
  5. Люди, знакомые с метрополитенами других городов, также удивляются и обилию самой разнообразнейшей рекламы в вагонах - это и баннеры, и наклейки, и электронные табло.
  6. Каждая из девяти станций метро Екатеринбурга имеет свое узнаваемое "лицо".
  7. Наверное, это последний метрополитен в мире, инфографика которого предупреждает о запрете фотосъемки. Но за нарушение этого правила ЕМУП "Екатеринбургский метрополитен" не карает.

Станции метро Екатеринбурга

Екатеринбургское метро включает в себя уникальные и узнаваемые станции, поэтому часто его называют красивейшим из числа малых метрополитенов. Входные павильоны при этом не отличаются оригинальностью - такие же, как на окраинах Москвы, только обозначенные зеленой буквой "М". Эскалаторы же, надо отметить, здесь гораздо "шустрее" столичных.

емуп екатеринбургский метрополитен

Линия метро связывает северную промышленную окраину, центр города и южные спальные районы, захватывая на своем пути ж/д и два автовокзала. Рассмотрим по порядку все станции.

"Проспект Космонавтов" - северная конечная. Ее тематика тоже космическая: цветной камень, зеркальный металл колонн, люстры, напоминающие сопла ракет.

"Уралмаш": индустриальное название дополняют горизонтальные ребра, проходящие через потолок и стены - подобие гигантского винта. Дизайнером надписи здесь, кстати, был Вячеслав Бутусов (тогда знаменитый музыкант был выпускником Свердловского технического вуза).

Станция "Машиностроителей" поражает необычным дизайном осветительных механизмов, стилизованных под атомы, последними советскими барельефами.

"Уральская" находится после самого длинного метро-перегона (2,5 км). Это и самая глубокая станция тут - 42 м. Ее оформление отличается мрачной готичностью.

"Динамо" - здесь, наоборот, царствует античность: копия "Дискобола", атлеты, олимпийская чаша.

"Площадь 1905 года" находится под самым "сердцем" города. Она оформлена поражающим взор многообразием уральских камней.

"Геологическая": с нее начинаются новые станции, именно на ней должен быть переход на пока что не построенную вторую линию. Зрителя впечатляют стены из черного камня и подсвеченные образчики уральских самоцветов.

"Чкаловская" - мини-музей, посвященный советским летчикам: портреты, модели самолетов, маршруты, вырезки из передовиц. Также тут установлены часы со временем Москвы, Архангельска, Ванкувера, Сан-Франциско.

"Ботаническая" - конечная южная - напоминает гигантский улей. Сотами выставлены люстры на потолке, аналогичный узор украшает столбы.

строительство екатеринбургского метрополитена

Подвижной состав

Депо Екатеринбургского метрополитена одно - Калининское. Его "жители" - 62 вагона, которых по четыре элемента группируют в составы (станции при этом готовы принимать и пятивагонные поезда). Они были закуплены в 1989 году на Ленинградском "Вагонмаше" и ОЭВРЗ в 2011.

депо екатеринбургского метрополитена

Оплата проезда

Первые пассажиры успели покататься в метро за советские 15 копеек (1991 год). 1 августа 1996 года стоимость проезда составила целых 1500 рублей. Однако после деноминации рубля она снизилась до 1,5 единиц. В 2017 году Екатеринбургский метрополитен приглашает прокатиться за 28 рублей.

Первоначально у уральского метро были собственные пластиковые жетоны, но уже в 1994 году они были заменены на старые металлические московские, которые используются до сих пор. Кроме них, проезд можно оплатить многофункциональной "Е-картой".

Строительство Екатеринбургского метрополитена: планы

По первоначальному проекту екатеринбургское метро должно было состоять из трех линий общей протяженностью в 40 км и насчитывать в сумме 39 станций. Если внимательно понаблюдать за схемами метрополитена в вагонах, то можно заметить, как с годами становятся все бледнее проектируемые ветки.

екатеринбургский метрополитен

Через существующую зеленую линию хотели построить ветку, пересекающую "Геологическую", и ветку, проходящую через "Площадь 1905 года". Основную же линию планировали продлить на север, добавить станцию "Бакинских Комиссаров", и в южный район Уктус - "Уктусские горы". Несостоявшимся проектом стала и "Бажовская", которая должна была находиться между "Геологической" и "Чкаловской".

К ЧМ-2018 по футболу также планировалось достроить ветку к ВИЗу, но из-за недостатка финансирования от этой идеи отказались, как и от строительства линии к Каменным палаткам, Шарташу и Академическому району.

Екатеринбургский метрополитен выгодно выделяется на фоне остальных малых метро уникальным интерьером каждой из своих станций. Поэтому он здесь является одной из достопримечательностей, с которой стремятся познакомиться туристы.