Виды вазописи Древней Греции

Изучение вазописи древней Греции чрезвычайно важно для понимания культуры античного мира. Помимо художественной ценности, сосуды, украшенные росписью и рисунками самого разнообразного содержания, несут в себе немало ценной информации о мировоззрении людей той далекой эпохи. Сцены, представленные на вазах, позволяют судить о восприятии окружающей действительности древними греками, так как довольно часто эти картины представляли собой отрывки из мифологических историй.

Возникновение

При характеристике вазописи Древней Греции вначале необходимо указать на некоторые обстоятельства появления гончарного искусства у древних греков, а также на влияние соседних культур на их живопись. Кузнецы и ремесленники этой страны научились изготовлять глиняные сосуды довольно давно – еще в III тысячелетии до нашей эры. Именно этим рубежом датируются первые находки керамики. Ареал их распространения чрезвычайно широк: он охватывает не только Балканский полуостров, но и целый ряд островов Эгейского моря, некоторые районы Малой Азии. Первые образцы вазописи Древней Греции были найдены в пещере Камарес, название которой и определило имя целому направлению стиля критских мастеров. Первые орнаменты были чрезвычайно простыми: мастера наносили белой краской геометрические орнаменты на поверхность темного фона. Характерной чертой камарского стиля было использование морских мотивов в рисунках.

Ранние образцы сосудов

Сосуды, по которым можно судить о вазописи Древней Греции, различаются как по форме, так и по своему предназначению. Наиболее ранние вазы использовались преимущественно в практических или ритуальных целях. Сосуды с геометрическим орнаментом являлись частью погребального обряда. В них либо хоронили прах умерших, либо клали предметы в места погребения. Вазы, датируемые XI-IX веками до нашей эры, с богатым геометрическим орнаментом ученые называют дипилонскими.

вазописи древней греции

Их особенностью является то, что в них геометрические мотивы соединяются с несколько изощренной композицией рисунка. На этих вазах часто встречаются примитивные схематические изображения людей и животных, что можно считать серьезным шагом вперед в развитии данного вида искусства.

Новые рисунки и технологии

Стили вазописи Древней Греции условно делятся по особенностям орнамента и техники. Расцвету этого специфического вида живописи предшествовало появление некоторых важных новшеств, которые нельзя не отметить. На поздних дипилонских вазах встречаются элементы сюжета. Мастера не просто рисовали геометрические фигуры, но также пытались изобразить некоторые сцены из жизни древнегреческого общества: спортивные состязания колесниц, оплакивание умершего, плавание судов и другие. На орнамент данного периода большое влияние оказала восточная культура. Это проявилось в изображении мифологических животных, зверей, птиц. Данные новшества предшествовали новому периоду в данном искусстве.

Сосуды периода архаики

Именно в это время возникла чернофигурная вазопись Древней Греции. Появлению этого нового направления в искусстве предшествовало внедрение некоторых важных технических усовершенствований греческих гончаров, которые научились использовать черный густой лак. Кроме того, они стали примешивать к глиняному составу охру, что придавало этому веществу оранжевый оттенок. Это позволило мастерам рисовать на поверхностях ваз фигуры людей, которые выделялись особенно хорошо. Для придания бо́льшей выразительности рисунку они стали обводить контуры фигур белой краской. Данный стиль существовал примерно два века – с VI по V в. до нашей эры.

Сюжеты рисунков

В искусстве Древней Греции вазопись играла чрезвычайно важную роль. На сосудах изображались сцены быта, а также картины по сюжетам мифологии, что позволяет современным ученым понять особенности мировоззрения древнегреческого общества и его повседневную жизнь. В указанный период мастера изображали сражения, пиры.

краснофигурная вазопись древней греции

Их мифологических сюжетов особенно были популярны рисунки с подвигами Геракла и событиями Троянской войны. Картины получались особенно качественными, когда контуры наносились на необожженную глину. Помимо основного сюжета на сосудах с чернофигурными рисунками прорисовывались растения, геометрические узоры, которые теперь играли вспомогательную роль.

Центры ремесла и мастера

На период архаики пришелся первый этап расцвета вазописи Древней Греции. Рисунки выполнялись также с добавлением белой краски, которую мастера использовали для раскраски женского лица. Первым центром производства керамики был Коринф. Поначалу именно мастера из этого города задавали тон на полуострове. Но вскоре афинские ремесленники превзошли своих учителей в росписях сосудов. На сосудах сохранились некоторые имена мастеров (Пасиад, Харес).

стили вазописи древней греции

Тот факт, что ремесленники стали подписывать свои произведения, говорит о высоком уровне развития данного вида искусства. Кроме Афин чернофигурная вазопись получила распространение в Италии в искусстве этрусков.

Новый стиль

Краснофигурная вазопись Древней Греции получила распространение с конца VI века до н. э. В отличие от чернофигурной росписи мастера стали покрывать фон черным лаком, оставляя контуры фигур не закрашенными. Новый стиль позволил ремесленникам играть на контрасте цветов. Например, некоторые мастера стали создавать так называемые вазы-билингвы. Особенностью этих сосудов было то, что на одной стороне фигуры были черными, на другой – красными. Вместе с новым стилем появились свежие сюжеты. Помимо традиционных мифологических тем, мастера стали бо́льшее внимание уделять сценам из повседневной жизни. Особенный интерес представляют зарисовки внутренних помещений гончарных мастерских.

чернофигурная вазопись древней греции

Другим важным новшеством стало то, что гончары начали рисовать сложные архитектурные композиции, а также человеческие фигуры со спины и в оборотах. В V веке до н. э. искусство вазописи распространилось за пределы Греции. Выше уже говорилось о том, что данный вид искусства получил широкое развитие у этрусков. В указанное время в Италии возникли профессиональные мастерские, продукция которых с успехом конкурировала с греческими образцами.

Сосуды IV века до нашей эры

Краснофигурная и чернофигурная вазопись Древней Греции получила свое дальнейшее развитие в гончарном искусстве Южной Италии. Здесь в первой половине указанного столетия мастера начали расписывать сосуды, покрытые черным лаком, однако при цветовом заполнении рисунков использовали разные цвета.

искусство древней греции вазопись

Такие вазы получили название гнафии (по месту обнаружения одной из первых находок данного типа). Особенностью изображений на этих сосудах является то, что они отличались символичностью. Например, одним из наиболее распространенных мотивов был символ счастья. Также живописцы иногда рисовали ритуальные обряды и церемонии.

Приемы

Отдельно следует сказать про технику вазописи Древней Греции. Виды этого искусства были рассмотрены выше, здесь же необходимо кратко охарактеризовать процесс нанесения рисунка. Живописцы наносили краску на поверхность сосудов до их обжига. Поначалу глиняные горшки обсушивали на солнце, после чего мастера покрывали стенки ваз специальной грунтовкой, которая служила основой для картин. Этот раствор изготовляли из минеральных веществ.

вазопись древней греции рисунки

Помимо кистей разных размеров художники использовали циркули, что свидетельствует о высоком уровне развития этого ремесла. В период зарождения вазописи художники рисовали сразу всю композицию, но по мере того, как сюжеты усложнялись, они начали предварительно наносить так называемый черновой вариант сцены и только потом приступали к прорисовке оригинала. После завершения работы мастера ставили автограф. Иногда, перед тем как отправить изделие на обжиг, внизу прописывали цену сосуда.

Виды сосудов

В период расцвета искусства вазописи мастера изобрели специальную краску, которая наносилась на сосуды и при этом не требовала обжига. Такие вазы, как правило, не использовались в быту и применялись в культовых целях (их клали в могилы). Поскольку сосуды были самых разных форм, то и сцены различались по масштабам. Большие парадные сосуды расписывались мифологическими сюжетами или сценами торжественных празднеств (например, знаменитых Олимпийских игр).

краснофигурная и чернофигурная вазопись древней греции

Однако значительная часть ваз предназначалась для бытовых нужд. Например, диносы использовались для хранения спиртного, алабастры – для косметических средств. Росписи таких небольших сосудов были более скромными, камерными, простыми. Некоторые вазы специально расписывались для пиршеств, после чего их дарили гостям. Кроме того, античные мастера не только расписывали вазы, но и украшали их лепниной. Наибольшего мастерства в этом искусстве достигли живописцы из Сицилии. В заключение следует сказать, что искусство вазописи в Древней Греции на несколько десятилетий определило развитие живописного искусства. Собственно, сама живопись не получила в этой стране большого развития, зато роспись сосудов достигла такого высокого уровня, что повлияла на его становление в соседних районах.