Тест Мюнстерберга: методика и особенности

0
0

Гуго Мюнстерберг (1863–1916) родился в Восточной Пруссии. Это один из первых психологов, которые стали изучать взаимоотношения между людьми. Он создал первую школу для психологов.

Уже в юном возрасте, в 22 года, получил докторскую степень в области философии, а еще через 2 года - уже степень доктора медицины в Гейдельбергском университете. Его карьера продолжала развиваться, и к 28 годам (1891 год) Гуго Мюнстерберг получил звание профессора во Фрайбургском университете. Там же и была им организована экспериментальная лаборатория по психологии. Через год он был приглашен в Гарвадский университет и, переехав в Америку, продолжил свои исследования в области экспериментальной психологии.

Гуго Мюнстерберг

Его деятельность охватывала сферу таких интересов, как:

  • Судебная психология. Была исследована и воплощена в методику проверка показаний свидетелей на достоверность.
  • Психологическая терапия. Наиболее известные работы в этой области: «Психотерапия» (1909), «Основы психотехники» (1914), «Общая прикладная психология (1915).
  • Педагогика в школьной практике. Здесь популярная статья - «Психология и учитель» (1910 год).
  • Промышленная психология. Самые востребованные работы по данной тематике: «Психология и экономическая жизнь» (1912), «Психология и промышленная эффективность» (1913).

мюнстерберга методика

Гуго Мюнстерберг проявлял большой интерес к методикам управления людьми в промышленной сфере. Ему хотелось выяснить, почему так много внимания уделяется аспектам организации человеческого труда, а душевное состояние рабочих во внимание не берется. Ф. У. Тейлор разработал теорию и практику менеджмента, где подробно были изучены эффективные приемы использования оборудования и прочих объектов на производстве, а также построение рабочего дня для достижения поставленных целей. Но ни слова об эмоциональной составляющей - состоянии самих сотрудников. Именно это и стало целью разработки методики Мюнстерберга.

Деятельность немецкого психолога

В его работе «Психология и промышленная эффективность» лежит принцип управленческого менеджмента. Она основана на создании мотивации трудовой деятельности сотрудников, рассмотрении причин упадка заинтересованности в своей работе, преодолении психологических трудностей, вызванных монотонностью деятельности, исследовании профессионального подбора на занимаемые должности людей согласно их психотипу, а также способах выявления потенциальных руководителей и т.д. Он также попытался выяснить, какие условия требуются работнику для достижения максимально эффективных результатов. Все это явилось первой пробой в развитии психологических методик Мюнстерберга в области управления.

методика мюнстерберга на внимание

Появившаяся первая психологическая школа, которую возглавлял немецкий психолог, занималась тем, что готовила специальных психологов для различных предприятий, так как, по его мнению, психолог является важным звеном в достижении бизнес-целей. Ведь если сотрудник испытывает неудовлетворенность своей работой, то ему необходимо оказать психологическую поддержку. Для Гуго Мюнстерберга оказалось важным предметом изучения душевное состояние человека, а не машины, которые выполняют свою работу.

мюнстерберга методика

Немецким психологом было создано множество тестов, нацеленных на выявление чувства усталости, приемов, направленных на мотивацию труда, склонности испытуемого к разным профессиональным сферам и т.д.

Психологическое здоровье детей дошкольного и подросткового возраста

Психологическое состояний детей разных возрастов может быть скрыто от внешнего мира. И чтобы выяснить его, разработано множество методик по изучению психологического здоровья детей.

Если пропустить момент, когда ребенок получил моральную травму, то это крайне негативно скажется на его взрослой жизни. Поэтому диагностика и последующая коррекция психологического поведения дадут ребенку возможность расти и развиваться в гармонии со своим внутренним и внешним миром.

Психологическая диагностика для младших школьников

Экспресс-обследования затрагивают состояние ребенка в его эмоциональном, личностном, социально-психологическом, психофизиологическом аспектах. По результатам исследования делается вывод по специальной схеме. В нем содержится описание диагностики ребенка по всем сферам его деятельности. Можно сделать заключение о его психологическом состоянии и определить группу риска (при наличии). Далее производится психологическая коррекция (при необходимости).

методика мюнстерберга для младших школьников

Тест Мюнстберга для младших школьников основан на выявлении степени возможности сконцентрировать свое внимание и выяснении того, насколько развита кратковременная память.

Методика Мюнстерберга для младших школьников

Состояние памяти

Младшим школьникам были предоставлены 9 геометрических фигур и 12 слов (последние-поочередно). На каждую карточку уделялось времени всего по 2 секунды, а интервал между ними составлял по 1 секунде. По результатам исследования были сделаны выводы о состоянии обзорной и вербально-логической памяти. Воспроизвести все 9 фигур смогли порядка 75% учащихся. Вербально-логическая память достигла среднего значения у 60%, более низкого значения - у остальных 40%.

Познавательная активность

Методика Г. Мюнстерберга состоит из 15 частей. В каждой части - по 4 слова, из них 3 обозначают однородные понятия, а 1 не подходит по смысловой нагрузке. Именно это слово требуется школьнику исключить. У меньше чем половины детей (45%) уровень познавательной активности оказался средним, у 39% этот показатель ниже среднего, а у оставшихся 19% - низкий.

стимульный материал для методики мюнстерберга

Здесь можно сделать вывод, что кратковременная память у школьников младших классов выше средней, а вот познавательная активность имеет низкие значения. Также у них низкий уровень переключения внимания, плохо развита вербально-логическая память и мышление. Связано это с тем, что именно в этом периоде дети отличаются быстрым развитием умственных способностей. А потому имеют обобщенное мышление, внимание и запоминание.

Психологическая диагностика у подростков

В этом возрасте для школьников старших классов приоритетным вопросом является выбор их будущей профессии. Для этого они проходят различные тесты и исследования, которые помогают определить их психологический тип и выявить склонность к различным сферам деятельности. Методика Мюнстерберга на внимание состоит в данном случае в базовом тестировании школьников. Особенность развития памяти, мышления и внимания, выявление темперамента и личностных качеств, наиболее частое психологическое состояние и многое другое будут определены у подростка в старших классах.

Эффект превосходства слова

Методика Мюнстерберга для подростков заключается в том, что в общей массе букв находятся полноценные слова. Обнаружить исследуемый их может благодаря имеющемуся опыту. То есть знакомые слова будут им обнаружены, а незнакомые – нет. Замечен интересный факт: если наблюдателю сообщили о целях диагностики, то он будет стараться прочитать слова в наборе букв и покажет худшую результативность, чем в том случае, если бы он не знал о том, что его ждет.

методика г мюнстерберга

Тест по методике Мюнстерберга направлен на исследование зрительной избирательности внимания. Цель этой диагностики - не только найти как можно больше слов или заданных букв, но и выявить показатель избирательности внимания.

Стимульный материал для методики Мюнстерберга: напечатанные бланки корректурной пробы, секундомер, связанный текст.

Методика эксперимента

Представлены 3 бланка, в которых всего 10 строк по 60 строчных букв. В них требуется найти 24 конкретных буквы: Н, Т и Р. Причем на каждом бланке нужно найти только одну из представленных букв. На задание была отведена всего 1 минута.

По окончании исследования корреспонденту необходимо было письменно дать ответ (да или нет) на следующие вопросы:

  1. Были ли обнаружены слова в массе букв?
  2. Можно ли было найти требуемую букву в слове (или она не встречалась в слове)?
  3. Слово в буквенном наборе помогало искать букву или мешало?

методика мюнстерберга для подростков

Испытуемые контрольных 3 групп чаще всего давали ответ только на первый вопрос. На остальные 2 вопроса они затруднялись ответить, так как перед ними стояла цель поиска буквы, а не слов. Но 11% «обнаружили» слова в общей массе. На самом же деле слов не было в этом тесте. Что еще примечательно, букву Р находили значительно чаще, чем Н и Т. Это может быть связано с тем, что зрительный поиск «цеплялся» за хвостик буквы ниже строки. Можно сделать вывод, что показатель эффективности поиска требуемого значения чувствителен к специфике зрения.