Парные согласные в русском языке для школьников и малышей

Данный материал будет посвящен парным согласным и тому, в каких случаях какую из них необходимо использовать. Обучая ребенка правилам русского языка, не забывайте, что самая легкая форма обучения - это игра. Играя, можно добиться быстрых результатов, малышу будет намного проще и интересней изучать новый для него материал.

парные согласные

Звуки и буквы

В русском языке, как и в любом другом, есть буквы и звуки. Буквы – это особые знаки, которые используют в языке для передачи звуков. Звуки образуются в слова. Буквы пишем и видим, а звуки слышим и произносим. В дальнейшем, чтобы различать буквы и звуки, последние (при графическом изображении) будем заключать в квадратные скобки.

Звуки и их особенности

Теперь поговорим о звуках. В русском языке есть согласные и гласные. Первые из них противоположны вторым. При одновременном сочетании согласных и гласных звуков образуются слова. Первые делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Есть такие согласные, у которых есть пара, а есть и такие, у которых пары нет. Далее будут показаны различные примеры слов, в которых можно встретить парные согласные.

Демонстрация этих примеров будет сведена к пониманию того, что при их написании и произношении есть различие в восприятии звуков. Итак, чтобы это было наглядно и интересно, вспомним последовательность букв в русском алфавите, расположим первые шесть согласных букв алфавита не по порядку в столбик.

  • Б – [Б] – [П];
  • Г – [Г] – [К];
  • В – [В] – [Ф];
  • Ж – [Ж] – [Ш];
  • З – [З] – [С];
  • Д – [Д] – [Т].

Напротив каждой буквы в квадратных скобках изображен звук буквы. Все эти согласные звуки – звонкие, и у каждого из них есть пара. Второй столбик в данном примере - это парные глухие согласные. Основная проблема в данном случае – определение того, какую букву необходимо писать в слове. А вот образовавшаяся пара букв – это и есть парные согласные звуки. Именно данной тематике, как было отмечено ранее, и будет посвящен данный материал.

слова с парными согласными

Примеры

Приведем примеры слов с парными согласными. Чтобы было интересней, отгадайте загадки, обратите внимание на слова-отгадки, итак:

  1. Сидит девица в темнице, а ее длинная зеленая коса - на улице (ответ – морковь).
  2. Шел долговяз, в землю увяз (ответ – дождь).
  3. В лесу я родилась, а на воде - живу (ответ – лодка).

Итак, получаем такие слова: морковь, лодка, дождь. Общее между ними то, что при произношении данных слов мы слышим один звук, а пишем совсем другую букву. Подобные слова с парными согласными достаточно часто встречаются как в нашей речи, так и при написании текстов. Сейчас мы сможем пронаблюдать оглушение парных согласных как в конце, так и в середине слова.

парно согласные слова

Правило

В первом случае рассмотрим некоторые слова в конце с парными согласными. Например, произнесем слово «дуб», мы слышим в конце слова звук [п]. Для того, чтобы не совершить ошибку при написании слова, необходимо произнести проверочное слово, для этого нужно после согласной поставить гласную (также можно в некоторых случаях и согласную) или поставить слово во множественное число: дубы. Теперь отчетливо слышим звук [Б]. Или же подобрать однокоренное слово в уменьшительно-ласкательной форме.

Существует еще один способ проверки правописания в этом случае: подставьте мысленно слово «нет». И вот, получаем проверочные слова: флаг – нет флага, клюв – нет клюва, мороз - нет мороза. Иногда приведенные ранее примеры называют парно согласные слова.

парный согласные звуки

Еще примеры

Приведём еще примеры слов. Произнесем слово «зуб», в конце слова слышим звук [п]. Теперь воспользуемся известным нам правилом: поставим слово во множественное число, получим ответ на наш вопрос – «зубы», теперь поставим гласную после согласной буквы и получим такой результат: «зубок», поставим согласную – «зубной». И, наконец, мысленно вставим слово «нет» - «нет зуба».

Еще примеры.

«Голос» - «голосок, голоса, голосистый». Слышим «З» – пишем «С».

«Поезд» - «поезда». Слышим «Т» – пишем «Д».

«Таз» - «тазы, тазик». Слышим «С» – пишем «З».

Еще приведём несколько примеров, но в этом случае рассмотрим слова в середине с такими буквами:

«Глазки» - «глаза, глазок, глазной».

«Тропка» - «тропа, тропинка, тропиночка».

Приведем ряд слов в качестве примеров по пройденному материалу.

  1. Мама купила мне красную юбку (проверочное слово – юбочка).
  2. Холод был невыносим ранним утром (проверочное слово – холодок).
  3. Зимой во дворе ребята играли в снежки (проверочное слово – снежок).
  4. Кружка молока стояла на столе (проверочное слово – кружечка).
  5. Мы посетили выставку экзотических животных (проверочное слово – выставить).
  6. В ящике стола я нашел ржавый гвоздь (проверочное слово – гвозди).
  7. Сад цветет весной (проверочное слово – сады).
  8. После драки под глазом у Тараса появился синяк (проверочное слово – синяки).
  9. В гостях мы ели вкусный салат из огурцов (проверочное слово – салаты).
  10. Белый голубь сегодня утром сел на моё окно (проверочное слово – голуби).

парные глухие согласные

Сказка напоследок - для закрепления материала

Чтобы закрепить ранее изложенный материал, послушаем сказку «О парных согласных». Жили-были парные согласные в «Букваре» у одного школьника: б – п, г – к, в – ф, ж –ш, д – т, з – с. Жили хорошо, дружно, но вот характер у каждого звука был совершенно разный: звонкие согласные были голосистыми да веселыми, а глухие согласные были, наоборот, ворчливые да сердитые.

Звонкие согласные и глухие согласные любили спорить между собой: кто же из них стоит в данном слове. «Б» и «П» спорили, кто же из них должен стоять в конце слова «стол(б) (п)». В свою очередь, «В» и «Ф» тоже спорили – кто будет в слове «тра(в) (ф) кА».

Шел мимо Малыш Крепыш, услышал спор и решил помирить буквы между собой. И сказал он: « В этих словах нужно в конце поставить гласную, или после согласного звука поставьте гласный в середине слова, гласная буква вам подскажет, кто из вас будет стоять в этом слове».

Помирились парные согласные, поблагодарили Малыша да спросили о том, как зовут его. «А зовут меня Малыш Крепыш!» - ответил он. «Ж» и «Ш» заволновались, кто из них будет стоять в конце имени малыша. А малыш и говорит: «Есть еще два способа узнать, какая буква будет стоять: добавь мысленно слово «нет» - и ты получишь ответ. Назови ласково меня - не ошибешься никогда!».