Донато Браманте: создатель гармоничных и цельных архитектурных форм

Два столетия в Италии шел процесс Возрождения, который оказал влияние на всю европейскую культуру. Своего пика Высокое Возрождение достигло в XV веке. Оно полностью сложило представление о гармонии, царящей в природе, и о человеке как ее главной ценности. Среди его выдающихся представителей был архитектор и живописец (в меньшей мере) Донато Браманте. Он создавал крупные архитектурные произведения, используя античные традиции.

донато браманте

Краткая биография зодчего

Донато Браманте родился в 1444 году в Урбино в бедной семье. В детстве он обучался читать, писать, занимался арифметикой. Тогда же обнаружились его большие наклонности к архитектуре. Но бедный юноша без покровителей продолжительное время скитался по городам, пока не попал в Милан в качестве художника - в 1476 году ко двору герцога Лодовика Моро. Там он познакомился с Леонардо да Винчи, инженерные замыслы которого сильно повлияли на подающего надежды зодчего.

Миланский период

Двадцать лет жизни отдал Донато Браманте Милану. Там он построил несколько зданий, среди которых надо выделить одну из частей постройки доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грация (хор и средокрестие, которое завершал легкий купол).

высокое возрождение

Ее трапезную, которою тоже построил Бараманте, покрыл огромной фреской «Тайная вечеря» сам Леонардо да Винчи.

В Милане Браманте активно работал как художник, хотя от его работ остались только фрагменты фресок. По ним мы можем судить о его зрелости как живописца.

Переезд в Рим

К 1500 году Донато Браманте уже переезжает в Рим, так как Милан оккупирован французами. Сначала он ведет уединенную жизнь, занимаясь только обмером древних римских построек, а также работая в Кампанье и в Тиволи на вилле Адриана. Узнав об этом, неаполитанский кардинал, а впоследствии и папа Юлий II, стали присматриваться к работе зодчего.

С 1499 года итальянский архитектор начинает работать над двумя проектами. Он получил заказ на обновление фасада виллы Канчеллерия. Эта работа продлилась двенадцать лет, так как фасад был очень длинный. Параллельно с 1500 по 1504 годы идет строительство обители Санта-Мария-делла-Паче по заказу кардинала Оливьера Карафа. Зодчий отказывается от богатого декора, используя только два ряда колонн, находящихся на двух этажах.

итальянский архитектор

На первом этаже их шестнадцать, что по Vitruvio представляет совершенное число. Они достаточно массивны, поскольку составлены из ионических пилястров, которые поддерживает непрерывный антаблемент с фризом.

Галерея второго этажа более изящная и легкая, что не грозит квадратному зданию обрушением. Но количество псевдо-коринфских колонн удваивается. Внутри стены у крыльца расписаны эпизодами из жизни Богородицы. Этот монастырь – одно из самых значительных сооружений эпохи Высокого Возрождения.

Часовня-ротонда во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио

санта мария делла паче

Этот небольшой храм (Темпьето) сооружен по заказу короля Испании в 1502 году. Он имеет идеально круглый цилиндрический корпус и окружен дорической колоннадой из шестнадцати колонн. Он мал и имеет диаметр всего четыре с половиной метра. Это говорит о том, что храм не предназначен для богослужений, а является памятником мученичества святого Петра, где он страдал на распятии. Купол, изготовленный из бетона, имеет радиус, равный его высоте.

Эти два шедевра Донато Браманте сразу сделали его известным среди жителей Рима, и его приравняли к самым лучшим зодчим своего времени.

Работы в Ватикане

В 1505 году Папа Юлий II окончательно решил построить новую базилику, в которой будет грандиозный мавзолей для его могилы. После консультаций с основными художниками того времени он привлек к работе Браманте. Архитектор предложил план в виде греческого равностороннего креста, вокруг которого располагались еще четверо меньших греческих крестов. Таким образом, храм становился правильным четырехугольником. Его завершать была должна большая купольная полусфера над центром всего сооружения. Предполагалось построить колокольни по обе стороны фасадов.

После смерти Браманте в 1614 году его идеи не получили дальнейшего продолжения. Рафаэль изменил план, достраивая здание, и превратил его в традиционный прямоугольник. В итоге, к нему приложило руку немало мастеров, которые придали базилике вид латинского креста.

Нельзя не сказать о новшестве, которое внес Браманте. Он предложил использовать при строительстве купола не только тяжелый бетон, но и делать в него включения легкой пемзы и туфа. Архитектору для этого пришлось вновь открывать утерянный рецепт этой смеси. В целом работы длились восемьдесят пять лет, что можно считать рекордным для такого колоссального сооружения, которое сейчас находится в идеальном состоянии.

Заключение

Хотя проект зодчего не был осуществлен, но его идеи стали в дальнейшем использоваться в иных многокупольных зданиях Италии. Поиски Браманте воплощались в жизнь м в странах Европы. Его творчество воспринимается как один из взлетов архитектуры Высокого Возрождения.