Каменноостровский театр - историко-культурный памятник Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург - молодой город с богатой историей. Особое место в его развитии отводилось и отводится культуре. Смело можно назвать Петербург городом театров, так как их в нем очень много: от самых старых с биографией до совсем юных и подчас весьма смелых, новаторских.

Одним из старожилов Северной столицы считается Театр на Каменном острове. Адрес Каменноостровского театра - набережная реки Крестовки, д. 10. Театр найти несложно. Правда, придется до него прогуляться от метро "Крестовский остров" около 20 минут через Елагин остров. Можно добраться и на автобусе №25. Он ходит возле метро "Крестовский остров".

Место в истории Петербурга

По инициативе Николая I в дачной местности на набережной реки Крестовки при слиянии ее с одним из пяти невских рукавов - Средней Невкой - архитектором Смарагдом Логиновичем Шустовым был возведен театр. А поскольку остров, на котором он возник, имел название Каменный, то и театр стал называться Каменноостровским. Наибольшей популярностью он пользовался летом у аристократии - свободных мест не было, сборы были полными. Тем более что в то же время на реставрацию был закрыт самый популярный Большой каменный театр на Карусельной (Театральной) площади.театр каменноостровский

На сцене этого театра с равным успехом шли как драматические, так и музыкальные - оперные, балетные - спектакли. Всего было представлено около четырехсот постановок.

Мало кто знает, что у театра был предшественник. Еще по указу Екатерины II здесь пробовал строить театральное здание на месте летнего дворца владельца острова вице-канцлера А. П. Бестужева-Рюмина итальянский архитектор Джакомо Кваренги.

Театральное здание

Здание Каменноостровского театра было построено всего за 40 дней. Архитектор спроектировал его в модном в начале XIX века стиле позднего классицизма. Однако не стал применять традиционный для города строительный материал - камень, а постарался выстроить сооружение в гармонии с окружающей его природой и назначением местности - из дерева, как и все дачи знатных аристократов вокруг.

Прямоугольный объем сооружения с главного фасада на всю его высоту был оформлен колонным портиком с треугольным фронтоном. В его тимпане помещена рельефная композиция, составленная из разнообразных музыкальных инструментов (лиры, изгибы которой сверху увенчаны головами грифонов, трубы, флейт и многорожковой флейты, бубна, треугольника), театральных масок и перекрещенных посохов, обвитых гирляндами растений. Коринфские колонны делали портик изящным и воздушным.

метро крестовский остров

С заднего фасада к входам в театр пристроены два симметричных высоких крыльца с балюстрадами. Они подняты на достаточно высокий уровень в связи с частыми наводнениями. Да и все сооружение по той же причине помещено на высокий цоколь. Однако это не защищало театр от стихии, которая наносила большой вред деревянному строению.

Здание оказалось непрочным и не смогло противостоять постоянным наводнениям и стокам грунтовых вод. В результате потребовалось срочное вмешательство, и комиссия, в которую входили такие известные петербургские архитекторы, как Василий Петрович Стасов, Александр Павлович Брюллов и Альберт Катеринович Кавос, приняла решение о перестройке здания в камне, но с сохранением особенностей, спроктированных Шустовым. Кавос дополнил сооружение третьим ярусом окон и рустовкой фасадов. А с боковых фасадов к основному объему здания примкнули одноэтажные пристройки с открытой площадкой на крыше, окруженной балюстрадой. Сюда можно легко попасть через открытое окно достаточно большого размера.

вторая сцена бдт каменноостровский театр

В конце века театр закрыли и стали использовать под склад декораций, а в 30-х годах XX столетия Е. И. Катонин и В. П. Экскузович провели реконструкцию здания, правда, частичную. При этом появились новые боковые подъезды, по-другому спланирован зрительный зал, а также геометрическими орнаментами темперной краской расписаны барьеры для лож и главный плафон зала.

В 60-е годы XX века реставрацию в здании проводил И. Н. Бенуа, который еще раз перепланировал зрительское пространство. Место стали использовать для проведения репетиций, здесь обосновался театр ленинградского телецентра.

Интерьеры Каменноостровского театра

Театральный зал имел партер и три яруса мест и мог вмещать около восьмисот человек. Он был выполнен в сине-зеленой цветовой гамме, а плафон расписан геометрическими орнаментами. И пол в зале был сделан подъемный. Он опирался на столбы-контрфорсы и двигался при помощи специального механизма.

Во время реконструкции Кавос добавил еще балкон.

каменноостровский театр адрес

Сцена была оснащена техническими приспособлениями, позволяющими ее перестраивать по мере надобности. В случае раздвигания задника сцены местом действия становилось парковое пространство.

Ансамбль

Территория вокруг здания, которая часто служила и декорациями к спектаклю, была оформлена замечательным мастером садово-паркового искусства Джозефом Бушем.

А неподалеку располагались исторические сооружения эпохи Павла Петровича, которому Екатерина II в свое время подарила Каменный остров. Речь идет о псевдоготической Предтеченской церкви, посвященной победе русского флота при Чесме. И инвалидном доме для ветеранов русско-турецкой войны. А также каменноостровском дворце Павла I.

Дачной местностью Каменный остров начиная с 30-х годов XIX века был до революционных событий 1917 года. В конце XIX - начале XX века здесь строили свои дачи известный промышленник Путилов, купец Елисеев, медик и ученый Бехтерев и т. д.

Обновление

С 2005 по 2012 год в театре велись значительные реконструкционные работы, финансируемые властями Санкт-Петербурга из городского бюджета. КГиОП составил проект реставрации таким образом, что аутентичность здания была сохранена на 80 %. Сделано современное механическое оснащение, которое по сложившейся исторической традиции позволяет приспосабливать зал и сцену к необходимости режиссера. Ведь и функцию здание выполняет историческую - служит Каменноостровский театр второй сценой БДТ (Большого драматического театра им. Товстоногова).