Балерина Ольга Лепешинская: биография, личная жизнь, интересные факты

Балерина Ольга Лепешинская (28.09.1916 – 20.12.2008) навсегда вошла в историю русской культуры. История жизни этой прекрасной женщины будет поведана в статье.

Виртуозность и обаяние – черты дарования Лепешинской

Талант балерины Ольги Лепешинской покорял артистизмом, обаянием, искрометностью. Она была феноменально виртуозна – легко крутила 32 фуэте и признавалась, что могла выполнить и 64. Ей были доступны тройные и четверные пируэты без поддержки партнера, ее танец покорял легкостью и полетностью. Инженер, посмотревший ее спектакль, предложил усовершенствовать конструкцию балетной обуви, вмонтировав в носок пуантов шариковые подшипники. Балерина отказалась от такой модернизации и продолжала танцевать, как обычно.

ольга лепешинская

Детство

Будущая легенда советского балета Оля Лепешинская с самых юных лет демонстрировала любовь к танцу. Она родилась в высокообразованной семье – ученых, деятелей революции, государственных деятелей. Отец девочки, Василий Лепешинский, был крупным инженером – мостостроителем. В традиции ее семьи ее страсть к танцу никак не вписывалась. Мать в глубине души разделяла увлечение дочери, но настоящую поддержку в этом вопросе оказали друзья семьи Федоровы – художник Большого театра и его супруга, бывшая балерина.

Юная танцовщица

Оля демонстрировала удивительную любовь к танцу и настаивала на занятиях. В семье даже шутили, что девочка танцевать стала раньше, чем научилась ходить. Ее мама решилась показать ее в балетный техникум (так называлось Вагановское училище) по секрету от отца. Олю не приняли – ее рост показался экзаменаторам маленьким, а фигура - недостаточно изящной. Но любовь девочки к танцу на этом не угасла, она начала заниматься частным образом у педагога О. Н. Некрасовой, а в декабре 1925 года стала ученицей Вагановского, после того как заболевшая ученица не смогла вернуться на учебу. Она обладала отличными музыкальными данными, играла на рояле, участвовала в школьных концертах.

прима балерина

Дебюты в Большом театре

Впервые на сцену Большого театра Лепешинская вышла в возрасте 10 лет, в спектакле «Снегурочка» в образе пичужки. В годы учебы она танцевала партию феи Драже в балете «Щелкунчик», а после окончания училища была зачислена в труппу как прима-балерина, что не соответствовало общепринятым правилам.

В 1933 году состоялся ее «взрослый» сценический дебют в Большом театре – она с выдающимся успехом исполнила партию Лизы в балете «Тщетная предосторожность». После спектакля ее однокурсники соорудили носилки и попытались донести триумфальную танцовщицу до дома, но вмешалась милиция, которая всех отправила обратно в училище. Балетмейстер Ростислав Захаров рассказывает, что, будучи сказочной принцессой на сцене, Оля не уклонялась от традиционной трудовой практики – могла участвовать в рытье котлованов или ездить на уборку картошки вместе с молодежными отрядами.

лепешинская ольга васильевна

Театральные роли

В 1935 году прима-балерина исполнила непростую партию Суок в балете «Три толстяка», а в 1936 блистательно выступила в партии Авроры, причем новую редакцию балета «Спящая красавица» подготовили балетмейстеры Чапрыгин и Мессерер. Этот спектакль стал для Лепешинской триумфальным.

В 1938 году она выступила в партии Полины в балете на сюжет А. С. Пушкина «Кавказский пленник», а вот от исполнения знаменитой партии Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» официально отказывалась, считая, что не имеет достаточно сил для этой роли.

Блистательным стало ее выступление в партии Китри в 1940 году. Свойственные ее таланту зажигательность, искроментность, чувство праздничного подъема воплотились в этой роли в полной мере.

ольга лепешинская балерина

Партнеры

Это было время прославленных имен на сцене Большого театра, блистательной плеяды звезд. Среди партнеров Лепешинской были Преображенский, Мессерер, Ермолаев, Габович, она работала с балетмейстерами Лавровским, Захаровым, Голейзовским, Вайоненом, Якобсоном. Ее ценили за открытость, общительность и легкий характер.

Великая Отечественная

В момент начала войны она потребовала, чтобы райком комсомола отправил ее на фронт, напоминала о значке «Ворошиловский стрелок», сданных нормах ГТО и других достижениях. Во время ее дежурства кто-то попросил ее станцевать, солдаты образовали круг, и Ольга вновь стала выступать как балерина. Лепешинская участвовала в работе концертных бригад, выступала в госпиталях перед ранеными солдатами в Куйбышеве (в период эвакуации Большого театра), она также прилетала, чтобы выступать в московских спектаклях.

В Куйбышеве, в эвакуированном Большом театре, состоялась премьера балета на сюжет Грина «Алые паруса», и Лепешинская исполняла партию Ассоль.

На выступление в Черновцах артисты прибыли прямо с самолета, и, возможно, у партнера Ольги закружилась голова – оба исполнителя дуэта из балета «Лебединое озеро» упали в оркестровую яму. На выручку пришел врач-ветеринар, который жестковато, но эффективно вправил балерине вывих, и травма Ольги быстро зажила. Рассказывают, что на вскрики и стоны он закричал «Трпруу!», словно бы лечил в конюшне лошадей.

С 1942 года Лепешинская танцевала на фронтах, и День Победы встретила в Варшаве.

ольга лепешинская личная жизнь

Лепешинская Ольга Васильевна и Сталин

О том, что она - любимая балерина Иосифа Сталина, ей непосредственно говорил А. Н. Поскребышев, секретарь вождя. Лепешинская, наряду с балериной Улановой и дирижером Юрием Файером, была в числе первых лауреатов Сталинской премии и обладательницей множества престижных советских наград. Она говорила, что Сталин считал ее искусство важной частью, продуктом советской эпохи.

Сразу после войны, 10 мая 1945 года, она получила телеграмму о том, что Ростислав Захаров начинает работу над постановкой балета «Золушка», который был впервые представлен 21.11.1945 года. Балет на музыку Прокофьева стал первой балетной премьерой Большого театра после Великой Отечественной войны. Среди послевоенных ролей – партия Лизы в балете на сюжет Пушкина «Барышня-крестьянка», Мирандолина в балете на музыку Василенко и Тао Хоа в «Красном цветке» на музыку Глиэра. Роль Жанны в балете «Пламя Парижа» в ее исполнении особенно нравилась вождю, и он смотрел его не меньше 17 раз. Сталин называл Лепешинскую «моя стрекоза».

Биография Ольги Лепешинской не всегда была радостной. Ее семью также коснулись репрессии и ужасы ГУЛАГа. Еще в 30 годах была арестована тетя и две племянницы великой балерины, в начале 50-х годов арестован второй муж. Сама Лепешинская была исключена из рядов КПСС и других организаций. Балерину вызвал Берия и спросил, боится ли она или верит советской власти. Но Лепешинская боялась только, что у нее не будет возможности танцевать. Возможно, от пережитого стресса она получила травму во время спектакля «Красный Мак», с трудом дотанцевав его до конца, а под палантином потеряла сознание.

Огромное наследство Ольги Лепешинской - это ее награды. Она четырежды удостаивалась Сталинской премии. Также имела еще более 20 различных наград. Они все не помещались на лацкан пиджака. Однажды на один кремлевский прием она попыталась приколоть один из орденов на бедро, а потом решила, что это все же неуместно. По воспоминаниям балерины, она всегда надевала свои четыре лауреатские награды.

ольга лепешинская биография

Ольга Лепешинская: личная жизнь

Лепешинская трижды была замужем. Ее первый брак был результатом юношеской влюбленности в режиссера Илью Трауберга, который полюбил балерину, приехавшую на гастроли в Ленинград.

Вторым ее мужем был Леонид Ройхман, познакомились они в Кремле во время вручения балерине Сталинской премии. Он был репрессирован в 1951 году. Попытки жены установить контакт с мужем или получить о нем какую-либо информацию Берия немедленно прекращал. Через некоторое время Ройхмана выпустили, но Ольга Васильевна не получила звания Героя Соцтруда. О том, что он был «генералом» в штатском, она узнала лишь на его поминках.

В 1956 году, после одного из кремлевских приемов, ей помог доехать до дома Алексей Иннокентьевич Антонов, который вскоре стал ее третьим мужем. Этот крупный военачальник был лириком в душе, отличался страстной любовью к природе и тонкой музыкальностью. Его любимыми композиторами были Шопен и Рахманинов. Балетные спектакли, в которых танцевала Лепешинская, он посещал с огромным удовольствием, а она могла от души поделиться с ним и творческими планами, и естественными для этой сложной профессии огорчениями. Генерал Антонов вошел «на равных» в круг актерских друзей Ольги Лепешинской, общение с ним отличалось обаятельной сдержанностью, уместным юмором и творческим энтузиазмом. Смерть этого человека стала настоящим ударом для Лепешинской – она теряет зрение, и ее направляют на лечение в Италию. Терапия оказалась успешной и зрение восстановилось.

В 1963 году она прекращает танцевальную карьеру в возрасте 45 лет. Уланова ей посоветовала сделать попытку вернуться на сцену, но ее последней ролью стала "Вальпургиева ночь". Для танца у нее еще немало сил и возможностей, техника в безупречной форме, но она теряет чувство легкости, полетности, ощущение праздника, которое она чувствовала на сцене и которым щедро делилась со зрителями.

наследство ольги лепешинской

Педагогика

Начиная с 60- х годов ее творческие усилия сосредоточены на педагогике. Как и прежде, она всей душой уходила в работу, понимая, что главное – быть нужной людям. Сначала она дает несколько уроков для учениц академии «Санта Чечилия» в Риме, потом участвует в создании и осуществляет художественное руководство балетной труппой, немецкой «Комише опер» в течение 10 лет. Впоследствии Ольга Васильевна работает как педагог в Дрездене, Штутгарте, Мюнхене, Будапеште, Вене, Белграде, Стокгольме, Нью-Йорке, Токио и многих других городах.

лепешинская ольга васильевна и сталин

Последние годы жизни

Самые последние годы балерина Ольга Лепешинская провела в обществе подруги Риты Москаленко на Тверской-Ямской в Москве. Они чувствовали себя как сестры и оформили завещания друг на друга. Лепешинская умерла через 45 дней после кончины Риты, 20.12. 2008 года, в возрасте 92 лет, в Москве. Подруги похоронены на Введенском кладбище.