Что такое лоукост и как он работает?

Многие люди, которые собираются куда-нибудь лететь, часто сталкиваются с таким понятием как лоукост. Что это такое и в чем его особенность? Дискаунтеры, лоукостеры, лоукосты ‒ все это названия дешевых авиакомпаний, которые изначально возникли на западе, а сегодня активно развиваются в России. Суть лоукост-авиакомпаний заключается в том, что пассажир может пожертвовать комфортом и необязательными услугами на борту, сэкономив при этом деньги на приобретении билетов.

что такое лоукост

Изначально, когда о лоукостах мало кто знал, авиакомпании выставляли билеты в продаже по цене 10,5 долларов, а иногда она вообще опускалась до одного доллара. Сегодня таких цен нет, однако часто встречаются билеты стоимостью 20-30 долларов. Это и есть дешевые лоукосты, которые нынче популярны.

Почему дешево?

На самом деле, в низкой цене нет ничего странного. И не стоит ожидать какого-либо подвоха при покупке дешевого билета. Нужно просто понимать, как именно авиакомпании экономят на продаже билетов экономкласса.

Основной принцип, которого придерживаются лоукосты Европы, Америки, России, можно описать так: "Мы даем возможность летать, а за остальное вы должны заплатить сами". Стоит признать, что такой принцип является действительно рабочим, так как он реально помогает снизить затраты на приобретение билетов. И многие авиакомпании, которые раньше нельзя было назвать дешевыми, постепенно начинают также придерживаться такого принципа. Даже национальные авиаперевозчики иногда предлагают настолько привлекательные цены, что их автоматически можно отнести к лоукостам. Что такое привлекательные цены мы уже разобрались – это возможность всего за 20-30 долларов перелететь из одной точки в другую. Но даже стоимость билета в 60-100 долларов является низкой, если лететь приходится на очень большие расстояния. Найти такие дешевые билеты не проблема – в этом поможет система бронирования "Экспедия". Лоукосты сразу видны своими низкими ценами. Бывает и такое, что разница в цене при полете одним и тем же маршрутом с разными авиакомпаниями может составлять несколько тысяч долларов.

лоукосты из москвы

К сожалению, встречаются очень фанатичные лоукостеры, которые настолько сильно увлекаются сокращением расходов, что летать такими авиакомпаниями становится сложно. Задержки при регистрациях, очень маленькие и некомфортные места в самолетах, возможные проблемы с багажом – все это автоматически получает пассажир при покупке билета у лоукостера. А жалобы – это отдельная история. Если пассажир считает, что какой-то сотрудник нарушил его права, то жаловаться авиакомпании – значит тратить себе нервы. Впрочем, большинство современных Low Cost компаний ведут бизнес "по-человечески", не портя себе репутацию ужасными условиями для пассажиров.

На чем экономят?

Итак, мы уже выяснили, что такое лоукост. Но за счет чего именно достигается низкая цена билета? Об этом и поговорим. Первым фактором, оказывающим влияние на стоимость билета, является аэропорт.

Аэропорты

Аэропортовый сбор никто не отменял – его платит пассажиры при приобретении билета за обслуживание самолета. Лоукосты в Италии и других странах пытаются снизить размер сбора, что повлечет за собой снижение стоимости билета для пассажира, поэтому "паркуют" свои самолеты в более дешевых аэропортах. Самыми дешевыми являются те аэропорты, которые находятся вдалеке от города.

лоукост авиакомпании

Например, венгерская авиакомпания-лоукостер Wizz Air использует аэропорт в Катовице (Польша), а не интересный туристам город Краков. Многие пассажиры добираются до Польши сначала в Катовице, а затем с помощью общественного транспорта едут в Краков, если нужно. Это позволяет сэкономить деньги.

Часто дешевые авиакомпании пользуются услугами старых аэропортов, которые устанавливают минимальные аэропортовые сборы для того, чтобы хотя бы держаться на плаву. Они могут быть расположены даже в черте города, откуда туристам легко добраться до туристических зон. Один из дешевых аэропортов - Жуляны в Киеве. В Бангкоке, к примеру, после открытия современного аэропорта Суварнабхуми старый Дон Муанг стал базой для дешевых лоукостеров.

Есть и другой вариант уменьшить сбор аэропортов – удешевить инфраструктуру. Например, если отменить в аэропортах автобусы, которые развозят пассажиров (отсюда можно убрать статью расходов на обслуживание автобусов, бензин, зарплату водителям), а вместо них использовать посадочные рукава, то можно также добиться снижения цен на билеты. Однако даже посадочные рукава стоят денег. В некоторых аэропортах (например, в аэропорту Куала-Лумпура, в терминале LCCT) пассажиры вообще ходят пешком от терминалов к самолетам. За счет дешевого обслуживания самолетов в таких аэропортах билеты также получаются недорогими.

Впрочем, среди компаний такого уровня также идет серьезная конкуренция, и для того чтобы "переплюнуть" других, многие лоукостеры пользуются услугами более дорогих аэропортов по сравнению с конкурентами.

лоукосты европы

Частота рейсов и время

Не только пассажиры при покупке билетов платят за парковку самолетов. Авиакомпании также отчисляют определенную сумму. Поэтому лоукостеры стараются меньше времени проводить на площадке аэропорта и держать свои самолеты в воздухе. Следовательно, частотность посадок/взлетов достаточно высокая в течение всего дня. Самолеты лоукост-компаний работают по принципу маршруток: прилетели, взяли пассажиров, улетели. А на "ночлег" они остаются только в специальных аэропортах-хабах.

Часто аэропортовый сбор зависит от времени прибытия воздушного судна. Ночью обычно дешевле, чем днем. В пик туристического сезона аэропортовый сбор для авиакомпаний выше, поэтому и билеты могут быть дороже. Поэтому при покупке билета не стоит удивляться, что стоимость вылета в одну и ту же страну у одной и той же авиакомпании будет отличаться в разное время.

Парк самолетов

Когда вы покупаете новый автомобиль, то на него дают 5-летнюю гарантию. Хорошая машина редко нуждается в ремонте. То же самое и с самолетами. Чтобы не тратить большие деньги на содержание штата ремонтников и обслуживающего персонала, бюджетные авиаперевозчики стараются использоваться только новые самолеты. После того как новый лайнер полетает 5-6 лет, некоторые его элементы требуют замены, поэтому сам лайнер стараются продать другим авиакомпаниям. В результате получается, что средний возраст самолетов лоукостов из Москвы, к примеру, будет составлять около 5-6 лет, а средний возраст лайнеров дорогих компаний может достигать 13-15 лет. Однако это вовсе не значит, что старый самолет, который отлетал 15 лет, является плохим. Скорее, он даже лучше, поскольку такая машина проверена временем, хорошо известна пилотам и механикам.

лоукост туры из москвы

Объем загрузки

Один из самых эффективных способов снизить стоимость билетов – разместить в салоне как можно больше посадочных мест. Следовательно, самолеты бюджетных авиалиний всегда оснащаются гораздо большим количеством посадочных мест по сравнению с самолетами классических компаний. Узкие проходы между рядами, небольшое пространство для ног – все это характерно для самолетов бюджетных авиалиний.

Срок продажи и возврат билетов

Перегонять пустой самолет из одного аэропорта в другой – это невыгодно. Поэтому каждая авиакомпания старается сделать так, чтобы салоны их лайнеров были заполнены на 100%. Однако так бывает редко. По данным IATA, средняя заполняемость салонов самолетов составляет 70%. Все авиакомпании об этом знают, хотя вслух об этом стараются не говорить. Конечно, неполная заполняемость учитывается перевозчиком, поэтому цена на билет формируется таким образом, чтобы даже при заполняемости салона на 70% обеспечить прибыльность полета. Если говорить проще, то пассажир при покупке билета платит также за треть пустого кресла в салоне.

Однако есть и положительный момент. Если перевозчик знает, что рейс окупится даже в случае отсутствия 20-30% пассажиров на борту, то он ставит большие скидки на билеты, чтобы заработать больше денег. Так многие пассажиры получают возможность задешево приобрести билеты на лоукосты из Москвы или других городов России и стран.

экспедия лоукост

Также стоит отметить и услугу ранней продажи билетов. Если клиент авиакомпании покупает билет за полгода до вылета (и такое бывает), то пассажир остается доволен, потому что смог хорошо сэкономить. Перевозчик также доволен, поскольку получает возможность пользоваться деньгами клиентов целых полгода. По сути, авиакомпания получает беспроцентный кредит, который вообще не нужно возвращать, ведь лоукостеры обычно не дают возможность клиентам возвращать билеты. В некоторых компаниях даже изменение даты вылета или фамилии в билете может вылиться в дополнительные траты для клиента.

Покупка билета и регистрация

Лоукосты Италии, Франции, США, России и других стран продают билеты на рейсы в интернете. Они не желают создавать офисы и платить зарплату большому штату сотрудников. Что касается многих классических компаний, то они реализовывают билеты по Интернету и через агентские сети. Последние имеют свой процент с продажи билетов, из-за чего стоимость билета получается выше. То же самое касается и регистрации. На рейс лоукоста можно зарегистрироваться онлайн. Это исключает необходимость платить зарплату сотрудникам на стойках регистрации. Купив билет и зарегистрировавшись на рейс в Интернете, можно сэкономить.

Питание

Лоукостеры чаще всего не кормят пассажиров на борту бесплатно, но за деньги пассажир может заказать себе еду. Хотя при коротких перелетах еда вообще не нужна. Классические и дорогие авиакомпании кормят пассажиров, и стоимость еды входит в цену билета. То есть пассажир платит за еду при покупке билета в любом случае, хочет он ее есть или нет.

лоукост италия

К тому же, если заказать еду заранее на сайте компании-лоукостера, то можно также сэкономить деньги. Это выйдет дешевле, чем если покупать ее непосредственно на борту.

Места

Многие лоукостеры умудряются зарабатывать даже на мелочах. Во многих обычных авиакомпаниях пассажиры при покупке билета могут выбрать место у окна. Также можно попросить сотрудника при регистрации выдать билеты, находящиеся близко друг к другу, если вы летите с друзьями. Многие дешевые авиалинии не предоставляют такой возможности. Вернее, можно "выбить" место у окна, но за это придется доплатить. Многие пассажиры готовы доплачивать, чтобы сидеть у аварийного выхода, где больше места для ног. К слову, небольшое пространство для ног – это проблема многих лоукостеров, которые пытаются как можно ближе расположить кресла друг к другу.

Впрочем, если пассажиру дадут место на проходе, то он может вежливо попросить у стюардессы разрешения пересесть к окну (если такое место будет свободно), и та почти наверняка разрешит ему.

Багаж

Учитывая то, что такое лоукост, не нужно удивляться политике в отношении провоза багажа. Чаще всего обычные авиакомпании закрепляют за одним пассажиром один багаж и одну ручную кладь. Многие лоукостеры регистрируют за пассажиром только ручную кладь, а за перевозку багажа приходится платить отдельно.

Многие пассажиры умудряются свой багаж выдать за ручную кладь, беря с собой небольшой (или большой) рюкзак в салон. Все лишнее можно надеть на себя, разложить по карманам. А вообще, если придерживаться правил, то обычно ручной кладью считается багаж весом до 8 кг и размером до 55х40х20 см.

В заключение

Теперь вы знаете, что такое лоукост. Подобные компании открывают возможность авиаперелетов для всех граждан, исключив все возможные услуги, без которых пассажир может обойтись. Сегодня лоукост-туры из Москвы и других городов России пользуются огромной популярностью, поэтому многие дорогие авиакомпании открывают так называемые "дочки" – лоукостеры, предлагающие пассажирам дешевые билеты.