Древняя литература: история, произведения, жанры

Богата и многогранна литература, создававшаяся на Руси в период её становления как самостоятельного государства и в последующие века, отмеченные многими важными событиями. Едва ли можно назвать иную область, где бы творческая мысль автора имела столь широкие возможности для передачи исторических реалий своего времени. Именно поэтому интерес к литературным памятникам прошедших веков никогда не ослабевает.

Древняя литература

Роль Крещения Руси в зарождении отечественной литературы

Мощный толчок для формирования литературы Древней Руси был дан в конце X века, когда, порвав с язычеством, наши предки влились в семью христианских народов. Несмотря на то что письменность была им известна и прежде, только с принятием новой веры она получила широкое распространение, что, в свою очередь, послужило основой для появления и дальнейшего развития отечественной литературы.

Благодаря трудам двух византийских монахов-просветителей Кирилла и Мефодия, создавших во второй половине IX века первый славянский алфавит (глаголицу), жителям Древней Руси стали доступны переводы византийских и греческих церковных книг. Именно они стали впоследствии отправной точкой для формирования их собственной литературы, наполненной культурными традициями восточного христианства.

Классификация древнерусских литературных жанров

Говоря о древней литературе Российского государства, обычно имеют в виду исторический отрезок времени с XI по XVII век. За этот период, включивший в себя шесть столетий, в литературном творчестве россиян отчётливо обозначилось 5 самостоятельных жанров, которые исследователи называют «первичными» и столько же «объединяющих». Разумеется, такая классификация литературы весьма условна, но, тем не менее, она позволяет представить её общую структуру. Остановимся вкратце на первой группе.

Литература Древней Руси

Житийная литература и искусство красноречия

Один из наиболее распространённых первичных жанров древней литературы носит название «Житие». Он включает в себя жизнеописание православных святых, окончивших свой земной путь и стяжавших подвигами веры вечное блаженство у Престола Всевышнего. Подобного рода литературные произведения появились на Руси в XI веке, и были посвящены первым отечественным святым ─ благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу, а также преподобному Феодосию Печерскому, ставшему основателем Киево-Печерской лавры. Произведения житийного жанра не являются историческими хрониками, а носят сугубо назидательный и воспитательный характер.

Далее следует упомянуть «Древнерусское красноречие», также являющееся одним из жанров древней литературы. Зародился он в Византии, и на Руси служил одной из форм ораторского искусства, владение которым было крайне необходимо как при миссионерской и проповеднической деятельности, так и для выступлений на народных сходах ─ тех самых вече, которыми славились Новгород, Псков и ряд других городов Древней Руси.

Произведения публицистической направленности

Историю древней литературы невозможно представить и без такого её раздела, как «Слово», являвшегося одной из многочисленных разновидностей «Древнерусского красноречия». Произведения этого жанра носят ярко выраженный публицистический характер. В них, как правило, поднимают наиболее актуальные вопросы той эпохи, связанные с княжеской властью и её ролью в жизни государства. В большинстве произведений этого жанра красной нитью проходит мысль о том, что для защиты от внешних врагов и преодоления внутренних сложностей государству необходим, прежде всего, сильный и мудрый правитель.

Произведения древней литературы

Необычайно ярко эта тема звучит в двух дошедших до нас литературных памятниках XII века «Слово» и «Моление Даниила Заточника». Их автор, подлинное имя которого неизвестно, являясь сторонником сильной централизованной власти, с горестью и сарказмом повествует об окружавшей его печальной действительности.

«Жемчужина русской словесности»

Подобными же мотивами наполнено и другое произведение древней литературы ─ «Слово о полку Игореве», написанное также неизвестным автором в конце XII века, и по праву считающееся «жемчужиной русской словесности». Несмотря на то что на первый взгляд оно является всего лишь хроникой неудавшегося военного похода, предпринятого в 1185 году новгород-северским князем Игорем Святославовичем против половцев, это произведение наполнено самыми глубокими размышлениями о судьбе земли Русской. Само же описание событий служит автору лишь сюжетной канвой, дающей ему возможность высказать свои сокровенные мысли.

Характерно, что причины бедствий, обрушивающихся на Русь, и её поражений в борьбе с кочевниками автор видит не в мистическом предопределении грядущих событий, а исключительно в эгоистической политике князей ради личной власти и славы, ввергнувших родину в пучину междоусобных войн.

Темы древней литературы

Многие исследователи истории древней литературы отмечают, что безымянный автор этого произведения, судя по всему, был одним из числа княжеских дружинников. На это указывает не только доскональное знание описываемых событий, но и часто используемые в тексте понятия «честь» и «слава», наполняемые большим патриотическим смыслом. В «Слове о полку Игореве», как ни в одном другом литературном памятнике, прослеживается связь с живой исторической действительностью.

Поучения и Повести

Ещё одним первичным жанром древней литературы являются «Поучения». В них писатели прошедших веков пытались представить должную картину поведения представителей всех слоёв общества, от князя до простолюдина. Принято считать, что наивысшего расцвета подобная тематика достигла в конце XII века, накануне начала татарского нашествия.

Наконец, перечень разделов древней литературы, относящихся к этой группе, завершает жанр, носящий название «Повесть». В него входят произведения, представляющие собой описание различных исторических событий. Часто их сюжетами становятся ратные подвиги, а порой и преступления князей и воевод. Наиболее известным таким историческим памятником является «Повесть временных лет», написанная в период 1110 ─ 1118 гг. монахом Киево-Печерской лавры (тогда ещё просто монастыря) Нестором, причисленным впоследствии к лику святых.

Древняя литература Слово о полку Игореве

В ней представлена история Русской земли, которую автор прослеживает от времён Ноя до событий, современником которых он являлся. Именно этот документ лёг в основу концепции о роли варягов и самого князя Рюрика в становлении российского государства. Летописец рассказывает, в частности, о тех исторических реалиях, на фоне которых был основан Новгород, а Киев превратился в центр варяжского государства, управляемого князьями Аскольдом и Диром. Повествует он и о походах последующих веков, совершавшихся прямыми потомками Рюрика, ставшего основателем правящей династии.

Своеобразным толчком для развития этого жанра стало татаро-монгольское нашествие, обрушившееся на Русь в первой половине XIII века. Темы древней литературы этого периода проникнуты глубоким гражданским пафосом и патриотизмом. Одним из наиболее ярких произведений, явившихся откликом на трагические события той эпохи, стала «Повесть о разорении Рязани Батыем». В ней неизвестный автор не только рассказывает об ужасах вражеского нашествия, но и раскрывает причины случившегося, находя их в отсутствии централизованной княжеской власти.

Летопись и хронограф

К объединяющим жанрам произведений древней литературы принято относить, прежде всего, летопись. Это не что иное, как компиляция отдельных произведений, относящихся к первичным жанрам, но объединённых общей историческо-повествовательной направленностью. Летописи повествуют как о ходе исторического процесса в целом, так и о роли отдельных его представителей. Этот литературный жанр принято считать самым древним. Близок к нему по своей тематике и хронограф ─ ещё один объединяющий жанр. Однако, в отличие от Летописи, в его произведениях описываются события, охватывающие лишь период XV ─ XVI века.

История древней литературы

Четьи-Минеи и патерики

Из литературы древних времен пришли к нам и Четьи-Минеи, также выделяемые исследователями в объединяющий жанр. Они представляют собой сборники житий святых, о которых уже шла речь выше, но составленные таким образом, что их последовательность соответствует дням каждого месяца. Название этого жанра переводится как «чтение по месяцам». В наше время Четьи-Минеи регулярно переиздаются и пополняются за счёт того, что периодически к сонму святых причисляются всё новые угодники Божьи.

Ещё одним объединяющим жанром, зародившимся в древние времена, и не утратившим доныне своей актуальности является патерик, что переводится с греческого, как «книга отцов». Есть у него и другое название ─ отечник. Он представляет собой сборники изречений святых отцов церкви. За весь период истории христианства было составлено немало книг этой направленности, каждая из которых имела свои отличительные черты.

Самый ранний патерик, составленный византийскими авторами в IV ─ V веке, назывался «Азбучным», поскольку в нём святые отцы были представлены в алфавитном порядке, начиная от святого Антония и заканчивая святым Ором. Поскольку количество христианских святых с каждым веком всё увеличивалось, соответственно, расширялся и объём литературы, посвящённый их изречениям.

Жанры древней литературы

Апокрифы

И, наконец, завершая разговор о древней литературе, вспомним такой весьма распространённый в былые века жанр, как апокриф. Зародился он в Палестине ещё в I веке. С греческого языка слово «апокриф» переводится как «тайный, сокровенный». К апокрифам относятся религиозные произведения, рассказывающие о событиях священной истории, но не включённые Церковью в число канонических текстов.

Вместе с появлением на Руси переводных экземпляров Священного Писания и последующего развития её древней литературы стали создаваться в большом количестве собственные «доморощенные» варианты канонических книг. В них зачастую библейским персонажам приписывались действия, явившиеся плодом фантазии самих авторов. Такие произведения принято рассматривать не как религиозную литературу, а как образцы народного творчества.